Банкрот в двадцать пять, миллионер - в тридцать: яркая биография Эррета Лобана Корда. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 10 июля 2018

Автомобильная история знает немало имен выдающихся инженеров, мотористов, художников, электриков, кузовщиков и дизайнеров. Однако есть в этой огромной книге имя человека, который поначалу прослыл в среде автомобилестроителей обыкновенным спекулянтом, биржевым игроком и финансистом, наживающимся на проблемах других.


Звали его Эррет Лобан Корд. Так ли это на самом деле? Был ли Корд столь беспощадно примитивен? Это мы с вами сегодня и попытаемся выяснить. 20 июля 1894 года в семье фермера по фамилии Корд, из Миссури, родился сын, которому дали двойное имя Эррет Лобан. Мальчик обладал очень острым умом и вовсе не хотел быть реднеком или красношеим (так в штатах пренебрежительно именуют фермеров). Он быстро понял: автомобиль - вот то, за чем стоит будущее. Можно выгодно перепродавать машины и делать неплохие деньги. Именно этим он и занялся, и нужно заметить, довольно успешно. Чтобы стать богатым, он ввязывается в любые авантюры, играет на бирже и продает, продает и продает авто. К 25-ти он миллионер. Казалось, что еще нужно? Но ему понадобилась еще и слава. Ведь он перебрался в Лос-Анджелес, тут кипит жизнь, тут Голливуд, тут собираются и общаются друг с другом богатейшие и знаменитейшие люди Америки и мира. И тут парень из Миссури неожиданно находит золотую жилу. Ненадолго оставим «талантливого мистера Рипли» и отправимся в Оберн, штат Индиана, где спасением тонущей фирмы Auburn Automobil решил заняться банкир Ральф Остин Бард. Одна беда, он ну совсем ничего не понимает в автомобилях. Производство падает, фирма несет убытки, и вернуть вложенное, о прибыли речи уже и не идет, не представляется возможным. Предложение, которое поступило от нашего старого знакомого Эррета Корда, который машинами в отличие от Ральфа Барда занимался и занимался вполне успешно, было просто фантастическим. Он бесплатно, да-да совершенно даром возьмет бразды правления в свои руки. Но, если Auburn Automobil начнет получать прибыль, то ему будет причитаться всего-то двадцать процентов от нее. Да, и еще, ну сущий пустяк, наш старый знакомый, помешивая кубики льда в стане с бурбоном неожиданно говорит - а еще я выкуплю контрольный пакет! Ну, всего-то 16 процентов (тогда контрольной считалась именно эта цифра). Бард, допив свой бурбон, конечно же, согласился (ну что я теряю? Подумал он. Фирму, скорее всего, не спасти). Они пожали руки, заключили договор, и... через два года новый управляющий Корд удваивает производство. Прибыль фантастическая - почти 4 миллиона долларов.

Ральфу Барду в пору рвать на себе волосы, сделка перестаёт быть столь сладкой. Наш же фермер, подкладывает еще большую свинью своему партнеру. Он, купив контрольный пакет, неожиданно продает его, и тем самым обрушивает стоимость ценных бумаг до минимума. Причем завалив акции, сам же их и скупает. Гениальная афера! Попутно ему подворачивается выгодная сделка – талантливые автоинженеры братья Фридрих и Август Дюзенберги не могут свести концы с концами. Корд предлагает им создать лучший автомобиль в мире! Ни больше и не меньше! И то, что свет увидел Duesenberg серии J, мы обязаны этому финансовому воротиле.

Мечта мальчика из Миссури сбылась. Теперь он ногой открывает двери к звездам Голливуда, помимо пентхауса в Чикаго, у него 62-х комнатный особняк в Беверли Хиллз. Попутно он приобретает моторную фирму Lycoming, и две авиационные компании Century Airlines и Stinson Aircraft. В 35 Эррет Лобан Корд богатейший человек Америки. Ему простили все, и мошенничество и спекуляции. Главное - он, в отличие от того же Генри Форда, делает автомобили, моторы и самолеты для богатых, а не для всех. И тут, как любой амбициозный человек, пробившийся из самых низов, Корд решает увековечить собственное имя. Но об этом я расскажу вам завтра.



Расписание эфира на сегодня