«Чёрный доктор»: редчайший универсал ГАЗ 13С RAF

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 09 сентября 2019

В СССР всегда существовала жёсткая субординация. К примеру, руководители Политбюро ЦК КПСС ездили на определенных автомобилях ЗИС (впоследствии ЗИЛ).


А вот с чиновниками рангом пониже, вроде министров и председателей партии в республиках, вышла неувязка. Им разъезжать в таких же лимузинах, как и высшее начальство, было не положено – для них разработали знаменитую Чайку ГАЗ 13. Но сегодня я расскажу не об этом автомобиле, а о специальной машине, созданной на его базе с индексом ГАЗ 13С RAF, которую еще называли «Чёрный доктор». Как он связан с Рижской автобусной фабрикой, и почему доктор – черный, расскажу в сегодняшнем выпуске. «Черным доктором» ее называли, потому что кузова всех авто, а по разным данным этих универсалов было выпущено около двадцати штук, окрашивались в радикально черный цвет. А доктором — из-за предназначения. Дело в том, что постепенно дряхлеющее руководство страны не очень любило распространяться о своих недугах, и машины, предписанные к 4-му главному управлению Минздрава СССР или «Кремлевской больнице», никаких опознавательных знаков на себе не несли. В 1953 году Совет министров СССР постановил создать специальную больницу для чиновников высшего ранга. И имеющийся автопарк, состоявший из моделей пятидесятых годов ЗИС 110, с задачей перевозки больных первоначально справлялся. Но уж очень заметными были те автомобили. Да и к концу 60-х они уже устарели.

Понадобился новый транспорт, который бы мог не только возить захворавших «чинуш» в больницу, но и сопровождать кортежи на выездных мероприятиях. И тут как нельзя лучше подошла Чайка. Она была не столь помпезна, как новый ЗИЛ 111, и имела более привычный для окружающих кузов универсал. Интересна история создания машины. Поскольку Чайки собирали на Горьковском автозаводе в специальном подразделении, то логично было бы создать новую модель именно там. Но уж очень не хотелось ГАЗовцам ввязываться в производство моделей такой малой серии. Поэтому, было принято решение передать производство в Латвию, на RAF – Рижскую Автобусную Фабрику . Вот из-за чего на стенке пятой багажной двери красуются две надписи - «Чайка» и «RAF». Планов изначально было много. Хотели сделать высокую крышу, чтобы машина больше напоминала реанимационный автомобиль. Но от этого отказались. Во-первых, слишком заметно. Во-вторых, могли возникнуть проблемы с жесткостью кузова, а разве можно было подвергнуть чиновника высшего разряда такому риску. Поэтому обошлись «малой кровью». Кузов обычного лимузина не изменили, а просто нарастили крышу.

В результате получилось довольно элегантно и красиво: ГАЗ 13 С не выглядел тяжеловесным, да и поспевать за кортежем, который передвигается с большой скоростью, машина могла бы с легкостью. При этом страдал функционал. Да, больного можно было перевозить: в салоне были носилки, два откидных кресла, для врача и медсестры, оборудование для крепления капельницы, кислород и даже дефибриллятор. Но полноценным автомобилем скорой помощи он, конечно же, не был. В «кремлевке» для этих целей приспособили ЗИЛ 118 Юность, об этом микроавтобусе я рассказывал совсем недавно, текст и фотографии выложены на сайте silver.ru. Но вернемся к Чайке. Рижане получали готовые кузова, которые, путем надстройки и удлинения крыши, они превращали в универсалы. Один вопрос встал наиболее остро - куда деть большое запасное колесо, которое у обычной машины располагалось в багажнике. Знаете, куда его поместили? В нишу, образованную в задней левой двери. Дверь, по сути, была декоративным элементом, и вот туда, в специально сделанный герметичный отсек, установили запаску, и даже место для масел и других жидкостей осталось. Вот такой был этот необычный автомобиль ГАЗ 13 С RAF.


Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня