Chrysler Turbine – первый и единственный концепт, опробованный потребителями

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 30 ноября 2017

В выпуске от 20 ноября я рассказывал о дизайнере Элвуде Энгеле, который начинал работать в компании Ford и потом перешел в корпорацию Chrysler. В том тексте я намеренно лишь вскользь коснулся его разработки под названием Chrysler Turbine. И вот почему.

518293d4baae353d52d8a6d6cc67e08b.jpg
Дело в том, что Turbine не только очень похож на прототип Ford с турбиной La Galaxie (сказалась работа Энгеля в Ford), но еще и стал первым и единственным концептом, который отдали в руки обычных потребителей. Таким образом, в компании пытались убить сразу двух зайцев: разрекламировать товар и заодно испытать его в реальных условиях. К чести Chrysler и самого Энгеля, я могу сказать, что машины похожи лишь косвенно, сама силовая установка была детищем инженера Джорджа Хюбнера и не имела аналогов. Да, параллельные разработки турбин велись и в General Motors, и в Ford, но силой агрегат Chrysler был не похож на них.
maxresdefault.jpg
Когда я говорю «турбинный автомобиль», наверное, многие себе представляют авто, которое больше походит на самолет. Уверяю, это не так: это был двухдверный автомобиль, но мест в нем вполне хватило бы для четверых. Длина – почти пять метров, ширина – чуть менее двух. Вполне себе среднестатистический семейный авто для того времени. Но, как я уже говорил, турбинными машинами занимались тогда все. Так как же проверить, насколько модель будет удобна в реальной эксплуатации, да еще и разрекламировать ее, экономя средства? Оказалось просто.
Chrysler-Turbine.jpg
Chrysler объявляет конкурс: 50 новехоньких Turbine достанутся выигравшим счастливчикам, и они будут эксплуатировать машину в течении трех месяцев. И так продлится три года. Главное условие – предоставлять еженедельные отчеты в компанию и, вот тут будьте внимательны, следить за температурой турбины – она не должна была превышать девятисот градусов – и удерживать стрелку тахометра в пределах от 16000 до 22000 оборотов в минуту. Напоминаю, речь идет о машине с турбинным силовым агрегатом. С 1963 по 1966 автомобили «юзали» обычные потребители. Триста счастливчиков, которым достались первые опытные экземпляры, могли эксплуатировать машину по своему усмотрению. Главное было – выяснить в реальных условиях, насколько машина удобна и позволяет ли она использовать инновационные технологии в обычной, повседневной жизни.
ChryslerTurbine_02_1500.jpg
Первый автомобиль получила совершенно обычная семья из пригорода Чикаго. Увы, итоги эксплуатации оказались неутешительными: главной проблемой стал расход топлива – он был ужасен (больше 24 литров на сотню). И это притом, что топливом для этой машины мог служить любой горючий материал. В рекламе утверждалось, что можно залить бензин, спирт или даже виски или духи. Он все равно продолжал бы двигаться вперед. Но вот прожорливость, от нее было никуда не деться, это забило первый гвоздь в крышку проекта Turbine. Вторым, не менее большим гвоздем, стал шум мотора. При движении это купе напоминало движущийся довольно мощный пылесос огромных размеров. И если при коротких поездках это было еще терпимо, то задумай вы отправиться с семьей на пикник за город, головная боль была бы обеспечена еще задолго до приезда.
5069332008_2ef44a1910_b.jpg
Интересно, что мощность с одной стороны не впечатляла – всего 130 лошадок, да и скорость была ограничена 200 км/ч. Но это был не обычный бензиновый мотор, это был турбинный двигатель: чисто теоретически ограничений по скорости не было, он мог лететь как небольшой самолет. Итоги первых и единственных в истории автомобилестроения подобных испытаний были и правда провальными: люди попросту не стали бы его покупать. И поэтому все работы по проекту Turbine были свернуты. Саму партию из 50 машин было решено отправить под пресс (обидно, ведь это были полноценные авто, с качественной обивкой и кучей прибамбасов). Уцелело лишь несколько экземпляров. А жаль, идея была интересная, вот технологии тогда не дотягивали.
  • Spielmann
    Spielmann
    > параллельные разработки турбин велись и в General Motors, и в Ford про Rover забыли. Именно небольшая английская компания ближе всех подошла к серийному производству газотурбинных авто. > чисто теоретически ограничений по скорости не было, он мог лететь как небольшой самолет свят-свят-свят... про сопротивление качению и аэродинамику что-нибудь слышали?
    30.11.2017 12:35
  • Александр Гусаров
    Александр Гусаров
    я же сказал, теоретически! И вообще, стоит ли выдирать из контекста слова?
    30.11.2017 13:52
  • Spielmann
    Spielmann
    Стоит аккуратнее формулировать утверждения. Опять же, даже "теоретически" утверждение неверно: упомянутые физические факторы не появляются при переходе от теории к практике.
    01.12.2017 00:32


Реклама MarketGid


Реклама MarketGid
В эфире: Музыка
04:00 - 20:00
Расписание эфира на сегодня