Генрих Бюссинг – основоположник бренда MAN

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 16 августа 2019

Германия подарила миру немало инженеров и конструкторов. Однако волею судеб, имена одних - у всех на устах, других же, по непонятным причинам, знают немногие. Сегодня я вкратце расскажу о пионере автомобилестроения Генрихе Иоганне Фридрихе Вильгельме Бюссинге. А ведь этот талантливый конструктор был широко известен всему миру, и одним из первых, еще в 1908 году, появился со своей продукцией в Российской Империи.


Впрочем, мальчик, родившийся в июне 1843 года в местечке Нордштеймке (сегодня -Вольфсбург), о том, кем он станет, конечно же, не знал. Отец, назвавший сына в честь деда, конечно же, рассчитывал, что он пойдет по его стопам, и станет кузнецом. Мальчика отдают в деревенскую школу, а после занятий - он помогает отцу, попутно обучаясь ремеслу. В 16 лет Бюссинг переезжает поближе к центру, в Брауншвейг. Он - дипломированный слесарь, и может получить работу подмастерья в любом месте. Поднабравшись опыта, будущий инженер совершает путешествие по стране. Он изучает ремесло, расширяет кругозор и, вернувшись в родные пенаты, становится вольным слушателем технического университета, где за три года обучается азам инженерии. Проработав некоторое время обыкновенным служащим, Генрих Бюссинг открывает свое первое дело - фабрику по производству велосипедов.На дворе 1898 год, по Европе широко шагает промышленная революция. Ручной труд не в моде - для этого есть паровые машины, развивается железнодорожное сообщение, у людей появляются деньги и время для путешествий. Бюссинг, видя это, закрывает производство велосипедов, и начинает новое дело. Я не зря упомянул железнодорожный транспорт.

Как вы понимаете, рельсы, по которым ходят составы, в некоторых местах пересекаются с трассами, а, значит, нужны переезды. Строятся депо, а им необходимы стрелки для перевода рельсов. И, наконец, самое главное: семафоры. Без них прогрессирующее железнодорожное строительство попросту станет небезопасным. И Бюссинг конечно же выступает в первых рядах, он основывает компанию по производству столь нужных стране и миру стрелок и семафоров. Увы, без больших вливаний, дело буксует. И Бюссинг начинает искать инвесторов. Он договаривается с неким Максом Юделем о сотрудничестве, и переименовании фирмы. Казалось бы дело потеряно, но не таков Генрих. Он убеждает Юделя назначить его не просто управляющим инженером, но и совладельцем. Союз оказался сверхприбыльным. Фабрика не просто начала производство семафоров и стрелок по лицензии - она усовершенствовала их. И в этом заслуга именно Бюссинга. За несколько лет, он получил почти 100 патентов. 

К 1900 он, наконец, стал не только знаменитым, но и богатым. Ему 57, у него все есть. Но он не собирался почивать на лаврах. Он нашел для себя новое дело — автомобиль. Поэтому переходим к очередной главе рассказа. На день рождения он покупает себе самобеглую коляску немецкой же компании. Что это была за машина - определить сейчас невозможно. Это мог быть как Daimler, так и Benz, но важно другое. Будучи настоящим инженером, он, покатавшись на модели, решил тщательно изучить ее устройство. Ну, а поскольку опыт у Бюссинга был огромный, он тут же нашел некоторые недочеты в конструкции. Долгих три года он корпел над разработкой, которую по праву мог отныне называть своей.  
Ведь уже к 1903 появился первый прототип Graue Katze или «Серый Кот». В чем же заключались инновации Бюссинга? Он использовал цепной, а не ременный привод к колесам, и он одним из первых в истории автомобилестроения задумался о производстве грузовиков и автобусов на их базе. Нет, до него их производили, но он решил создать специализированное предприятие, которое бы занималось только этим и ничем другим. В 1904 он запускает первый рейсовый автобус, который следует по маршруту Брайншвейг-Венденбург, и организует службу пассажирских перевозок. В 1909 в Берлине он торжественно открывает филиал, который занимается продвижением его продукции. И, надо сказать, весьма успешно. 400 шасси уезжают в Лондон - на них фирма Straker & Squire Ltd сделает первые двухэтажные автобусы, которыми так знаменит этот город. Однако останавливаться Бюссинг не собирается, и чем еще он решил заняться - я расскажу завтра. Не переключайтесь.



Фото: rim3.ru

rim3.ru