Грузовики International Harvester – «народный трактор»

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 11 июля 2019

Я уже как-то рассказывал вам об автомобилях, поставляемых в СССР по ленд-лизу. Основным таким грузовиком являлся Studebaker US 6. Однако это не единственная машина, приехавшая к нам из США.


В частности, несправедливо было бы обойти вниманием такой автомобиль, как International Harvester серий «К» и «М». Не берусь это утверждать на все сто процентов, но, скорее всего именно его использовали при создании ЗИС 150 - уж очень они похожи. К концу 30-х годов компания International становится третьим производителем грузовиков в США. Вместе с такими монстрами, как Chevrolet и GMC, она полностью покрывает потребности страны в тяжелой и средней технике. Именно International принадлежит идея выпускать бескапотные тягачи и малотоннажники. Позже военное ведомство заказало у фирмы целую линейку машин для своих нужд и компания, конечно же, с этим заказом справилась. Начну с того, что машины серии «К» были самыми обычными: у них был довольно слабый мотор в 100 лошадей, а колесная формула 4х2 не позволяла использовать их на бездорожье, хотя для перевозки солдат и пушек они годились.

Военным этого было недостаточно. Их интересовал вариант, с удлиненной колесной базой и полным приводом. Именно тогда и появилась машина серии «М». С технической точки зрения, она превосходила своего собрата. Она получила индекс M-3L-4, где литеры и цифры имели свое назначение. Они указывали на принадлежность к военному ведомству, колесную базу и тип привода. Правда есть одна деталь. Мы имеем дело с американской техникой и значит та же грузоподъемность обозначалась в фунтах, и ее следовало переводить в килограммы. Грузовик М-3, в отличие от гражданской версии, получил полный привод и раздатку, а вот в М-6 установили более мощный мотор (его отдача была более 150 сил), новую коробку и двухступенчатую раздатку. Была у этого автомобиля и еще одна техническая особенность. Обычно карданные валы, идущие к задним колесам, ставят последовательно - тут же они стояли параллельно. То есть если даже выходил из строя один, то машина могла продолжать движение.

Теперь о поставках. По моим сведениям, СССР заказал в США более трех тысяч машин серии М-6. Правда, у нас чаще можно было встретить их упрощенный вариант, без лебедки - в армии США она была обязательна, и без полного привода. Интересная деталь: машины поставлялись без печки, что в наших условиях было, конечно же, огромным минусом. Так вот, именно наши инженеры внесли в автомобиль столь нужные изменения, чтобы водителю было тепло. Конечно, сравнить по уровню популярности International со Studebaker невозможно. При огромных объемах поставок последнего, именно он стал чуть ли не основной единицей в РККА. Однако и машины марки Интернешнл внесли свой вклад в общую победу над гитлеровской Германией.


Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня