Heine-Velox – самый дорогой автомобиль 20-х годов

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 15 января 2019

На заре двадцатого века автомобили делали все: авиаторы, изобретатели, инженеры, органисты. Однако в основе этого производства всегда лежал бизнес.


Продукт производился для последующей его перепродажи. И в этом была логика. Средства были потрачены, их нужно было вернуть, да еще и с прибылью. Но сегодня я расскажу о самом дорогом автомобиле 20-х годов, вернее даже о пяти машинах, которые их создатель так и не решился продать, несмотря на то, что ему предлагали баснословные суммы. Звали этого человека Густав Гейне. Но давайте будем последовательны. Для начала отправимся в 1873 в порт Сан-Франциско, куда только что прибыл пароход из Германии, где среди пассажиров третьего класса, отправившихся в долгое путешествие в поисках лучшей доли, была семья Гейне. Оставаться в большом городе смысла не имело, все было дорого, цены кусались. Отец семейства принимает решение уехать подальше, вглубь штата Калифорния в долину Капай, что к северо-западу от Сокраменто. Окончив шесть классов, Густав идет работать – денег катастрофически не хватало. А потом и вовсе переезжает в Сан-Франциско и становится уборщиком на фирме Bruenn Piano. От природы в Густаве была заложена техническая жилка, и он постоянно учился и развивался. И вот в 18 лет он уже всеми уважаемый, пусть и очень молодой настройщик фортепиано, а вскоре и партнер Брюна.

Правда, несмотря на то, что дела шли хорошо, у них был разный подход к ведению бизнеса, отсюда противостояние и конфликты. Не знаю уж как, но бывший владелец, в конце концов, передаст свою долю в компании Густаву и тот переименует фирму в Heine Piano. Бизнес рос и развивался. Однако Густаву не сиделось на месте. И вот он, новый, только что появившийся продукт – автомобиль! Однако все изменила встреча с полковником Элбертом Холлом. Тот был инженером по образованию, впоследствии, это будет уже в 1910, тот организует собственную фирму по производству авиа и авто двигателей Hall-Scott Motor Car Company. Но это к нашему герою отношения не имеет. А пока Холл становится генеральным партнером Гейне. При этом полковник работает водителем, автослесарем и даже продавцом в их фирме Heine Motor. Они создадут три автомобиля с индексом 35/40 НР (так по традиции тех лет обозначалась реальная и налоговая мощность). Автомобили динамичные и интересные. Их вроде даже хотят покупать, но в 1906 в Сан-Франциско происходит разрушительное землетрясение, уничтожившее половину города. И похоронившее обе компании и автомобильную и по производству фортепиано. К чести партнеров стоит сказать, что они отдали все имевшиеся транспортные средства военным, те перевозили на них раненых. Сами же компаньоны перебрались в Милуоки. Но по какой-то причине Гейне к автомобилям охладел, Элберт Холл ушел от него, но свои наработки оставил.

Гейне же через какое-то время вновь вспомнил о машинах. И свет увидел почти небывалое доселе. Heine-Velox был великолепен. Огромный, только колесная база достигала почти четырех метров, с мотором V12 и гидравлическим приводом в тормозах всех четырех колес. Фары головного света могли менять пучки на ближний и дальний, почти как на современных машинах. Стекла опускались при помощи подъемников, а не как в каретах при помощи петли без фиксации. Чемоданы можно было установить на подножках или на специальном постаменте перед радиатором. Панель приборов расположили под углом, считывать информацию стало проще, в то время, в своем большинстве, она располагалась в машинах строго вертикально. Сам кузов, хоть и монтировался на раме, но был ниже, чем у всех. Дело в том, что его крепили к ней с боков, а рычаг коробки передач был изогнут и вынесен прямо к сидению, то есть отрывать спину было не нужно. Увы, автомобиль не заинтересовал никого из крупных производителей. Гейне продолжал с успехом продавать пианино, а машины оставлять себе. Поговаривают, что ему предлагали за один из экземпляров 25 тысяч долларов (на эти деньги можно было купить два Ройса и все равно бы еще осталось), но он отказался. Так что самые дорогие автомобили так и не были проданы. Какие-то были разрушены, но вот мой коллега и товарищ Дмитрий Фелоров нашел один великолепный экземпляр автомобиля в музее Уральской горно-металлургической компании что в Верхней Пышме, это к северу от Екатеринбурга. Будете там, посмотрите.

Расписание эфира на сегодня