Ikarus - компания, которая считалась основным поставщиком автобусов в СССР. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 17 октября 2018

В моих детских воспоминаниях, наверное, навсегда останутся вещи, которые будут непонятны современному поколению. Ну, скажите на милость, кому придет в голову мечта проехаться на троллейбусе, кофейно-молочного цвета, с синими дерматиновыми сидениями с красной окантовкой Skoda?


Или просить отца отвезти его на автовокзал, чтобы только увидеть огромный, бордовый, с белой крышей туристический автобус Ikarus. Он был воплощением стиля и элегантности. Ведь форма это машины была необычной, покатые бока, большой прожектор на крыше и сильно выпирающая корма. Это был капот, ведь мотор располагался именно сзади. Мне так и не удалось на нем поездить, мы с родителями путешествовали на машине, а жаль. А вот на белых, с красной полоской, городских гармошках той же фирмы, я накатался предостаточно. И почему то мне сегодня захотелось рассказать именно об этой венгерской компании, которая считалась основным поставщиком городских и туристических автобусов в СССР и страны Совета Экономической Взаимопомощи.

Для этого нам надо будет немедленно отправиться в Австро-Венгрию, в город Пешт, где предприимчивый Имре Ури регистрирует фирму с названием Ikarus. Я специально проверял, но по-венгерски это слово звучит иначе — Икарус, с ударением на первую букву. Мастерская процветала, повозки были качественными и недорогими. Может быть, именно поэтому к господину Ури пришли люди, предложившие создать автобус на базе американского однотонного грузовичка Ford TT. Он с задачей справился, да так хорошо, что к нему выстроилась очередь из заказчиков. К началу тридцатых, Имре передает дело своим сыновьям, и теперь фирма называется Братья Ури. Они продолжили дело отца и даже расширили его. Теперь они собирают не только автобусы, но и самолеты на нужды Вермахта, а с 1945 делают то же, но теперь для РККА. Правда это не спасает их от национализации и объединением с предприятием Икарус. Я не знаю, чем руководствовались венгры, придумывая имя бренду, но все вышло, как и в том мифе. Когда Икар, слишком увлекшись полетом, поднялся выше, чем следовало, и упал в море. Впрочем, о том, что они станут лидерами на рынке, они в то время, еще не знали. Но и я слишком забегаю вперед. Давайте по порядку. К 1951 году в конструкторском бюро Ikarus разработают первую самостоятельную модель с индексом 30. Небольшой автобус на 25 сидячих мест. Скорее всего, по его мотивам в СССР потом создадут ПАЗ. Но население городов росло, и требовалась техника больших размеров. И инженеры создают модель 60. Она больше, и выпускается в многочисленных вариантах. На заводе делают сочлененные гармошки, отдельные машины с несущим кузовом и даже автобусы, с прицепом.

На базе «шестидесятого» сделают и первый в Венгрии троллейбус. Все это было здорово, но технический прогресс не стоял на месте. Основной задачей стало убрать мотор из салона. И к 53-му году, появляется машина, с шильдиком 66. 170-ти сильный дизель Csepel, расположен в открывающимся в корме машины, капоте. За характерную форму кузова эти автобусы, в союзе еще наградят прозвищем «сундук» или «комод». Когда же на платформе городской машины создадут туристический вариант Люкс и присвоят ему номер 55. Об Ikarus заговорят не только в социалистическом блоке. Модели 620/630 были совсем небольшими. Но зато их салон можно было компоновать именно так, как хочет заказчик. Были сельские варианты, варианты без крыши, стоматологические кабинеты, передвижные медпункты, в общем, любой каприз. На этом, пожалуй, сегодня закончим, ведь в завтрашнем выпуске, я расскажу о самых популярных моделях венгерской фирмы Ikarus 180 и 200.



Расписание эфира на сегодня