История автомобилей Duesenberg: Фред и Август Дюзенберги и их главные шедевры

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 25 июня 2018

Знаете, почему самый быстрый и красивый автомобиль в Америке имел немецкие корни? Дело в том, что основали эту марку выходцы из Германии, эмигрировавшие в США еще в конце 19-го века. Братья Фред и Август Дюзенберги были феноменально развитыми. Не закончив ни одного высшего учебного заведения, они могли называться лучшими инженерами своего времени. Но давайте по порядку.


Братья отлично понимали, что для воплощения их идей необходим первоначальный капитал, а семья была небогата. Поэтому они основывают собственную фирму и называют ее Duesenberg Motor Company. Правда, чтобы заработать деньги, они занимаются велосипедами, и даже выпуском лодочных моторов. Но им не дают покоя именно автомобили. К концу второго десятилетия двадцатого века, семья распродает всю недвижимость и закладывает новое предприятие в Индианаполисе, именно там расположена трасса Indianapolis Motor Speedway, ее еще именуют «Старой кирпичницей» и именно на этом овале проходят престижнейшие гонки Indi 500. Не знаю, то ли близость гоночной трассы, то ли врожденная жажда скорости тому виной, но Фред проектирует шестнадцатицилиндровый мотор, при помощи которого автомобиль устанавливает новый сухопутный рекорд скорости - 226 километров в час. Однако братья понимают, двигатель слишком большой и тяжёлый, и сокращают количество цилиндров вдвое. Именно эта трехлитровая восьмерка сделает братьям имя, и именно благодаря ей они создадут выдающиеся по своим характеристикам автомобили. Ну, а пока, американцы впервые в истории выигрывают гонку в Ле-Манне, и на протяжении долгих десяти лет машинам с моторами Дюзенбергов нет равных в Штатах.

В 21-м году они представляют свою первую машину с именем Model A. Все та же восьмерка позволяет разогнать ее до 190 километров в час. Совершенно немыслимый по тем временам результат. В Америке еще нет даже достаточного количества дорог! Увы, как и большинство талантливых инженеров, Фреда и Августа больше занимает творчество, чем умение считать деньги. Кстати, именно Фред изобрел гидроусилитель тормозов, правда, патент он не получил, и сегодня о том, что мы пользуемся изобретением именно Фреда Дюзенберга никто не знает. С продажами дело обстояло тоже не очень, не все готовы были выложить за Model А баснословную сумму в 6000 долларов. Фирма находится на грани банкротства. И тут на сцене появляется предприимчивый сын фермера из Миссури Эррет Лобан Корд, который до этого уже подмял под себя Auburn Automobil. Ему ли было не знать, что хочет богатая публика от автомобиля. Чуть позднее в 1929, он увековечит и свое имя, создав марку с именем Cord. Впрочем, это тема для отдельного разговора, поэтому вернемся к братьям Дюзенберг. Теперь фирма называется Duesenberg Inc, и выпускает она эксклюзивные модели для богатых и очень богатых. И если Фред проектирует Дюзенберги серии J, то Август занят гонками и усовершенствованием авто Cord и Auburn. Серия J не могла не прийтись по вкусу покупателям, судите сами, безнаддувная версия выдавала целых 265 лошадиных сил и развивала скорость в 200 километров в час. Чуть позднее Фред доработает мотор и трансмиссию, оснастит силовой агрегат системой механического наддува и добьется отдачи в 320 лошадей, скоростные показатели также были фантастическими, более 240 километров в час. Модификация получила индекс SJ. Многие упоминают еще одну версию SSJ, но на самом деле это не так. Такой версии у Дюзенберг не было. Фред действительно сделал укороченное шасси, и новый мотор выдавал уже 400 сил, именно эти два экземпляра и купили Кларк Гейбл и Герри Купер. Это была всего лишь версия SJ.

Увы, машины с баснословной стоимостью и великолепными динамическими показателями, после Великой депрессии 1929, мало кого могли заинтересовать. Эррет Лобан Корд и все три находившиеся под его патронажем фирмы были объявлены банкротами и закрылись. Фред Дюзенберг этого не увидел, он разбился на гонках. Август Дюзенберг пытался восстановить былое величие после Второй мировой войны, но это у него не получилось. Тем не менее, автомобили Duesenberg, с их характерным бампером, напоминающим губы человека, навсегда вошли в историю автомобилестроения, как лучшие в мире машины, для своего времени, конечно.


Расписание эфира на сегодня