История создания современных пневматических шин

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 26 декабря 2018

Вопрос  «кто же именно изобрел автомобильную шину?» столь же неоднозначен, как и тот, кто же изобрел автомобиль.


Вот смотрите, принято считать, что изобретателем автомобиля является Карл Бенц, но он получил свой патент в январе 1886. В то время как Готлиб Даймлер еще в 1883 получил патент на двигатель внутреннего сгорания, а уже в августе 1885 он зарегистрировал свой мотоцикл с таким мотором. Но машина Бенца была трициклом и кузова не имела, мотоцикл же Даймлера имел не два, а четыре колеса, а значит, формально мог считаться автомобилем. Это просто в качестве примера того, как сложно определить авторство многих важнейших изобретений технической революции середины 19 - начала 20 века. Но вернемся к автомобильной шине. Итак, на дворе 1845 год. Шотландец Роберт Уильям Томпсон получает патент на шину, надетую на деревянное колесо. Конечно, она не имела ничего общего с современной покрышкой, ведь состав у нее был своеобразный, обычная парусина, пропитанная каучуковой смесью. Однако он не смог бы этого сделать не живи в то время американец Чарльз Гудьир и англичанин Томас Ханкок. Они не работали вместе, но именно им пришло в голову создать некий упругий материал на основе каучука. Забавно, но Ханкок зарегистрировал свое изобретение раньше, однако отцом процесса вулканизации каучука все равно считают Гудьира, даже несмотря на то, что последний, набрав денег на эксперименты, угодил в тюрьму за долги. Но суть не в этом, а в том, что они придумали нагревать каучуковую смесь, полученную из деревьев, до определенной температуры, а потом, в процессе нагрева, добавлять в нее сажу, чтобы улучшить молекулярное соединение. Кстати, именно поэтому цвет у всей резины черный и по сей день. Удивительно, но процесс так и не претерпел никаких принципиальных изменений за все годы. Впрочем, то же самое можно сказать и про принцип работы четырехтактного двигателя, запатентованного Николусом Агусто Отто.

Поехали дальше. Или покатились, не важно. Все это было здорово, на колеса карет и повозок, вместо кожи или металла, стали надевать цельные, сделанные из каучуковой смеси шины. Ход стал мягче, сами деревянные обода не так страдали от камней и выбоин. Однако все равно что-то было не так. Пока однажды, в 80-х годах девятнадцатого века, никому доселе неизвестный ветеринар из Ирландии Джон Бойд Данлоп, в выходной день сидевший на террасе своего дома, не обратил внимание на то, как его сын, катавшийся по булыжной мостовой на велосипеде, постоянно корчиться от каждого удара колес о камни. Отец позвал сынишку домой, а сам, взяв с собой «велик», отправился в сарай, где хранились садовые принадлежности. В частности шланги для полива. Отмерив нужный размер, он разрезал шланг и обернул им колеса велосипеда. Запаяв концы импровизированной шины, он надул ее с помощью воздуха. Так что именно Данлоп является отцом пневматической шины. Правда формально патента его лишили, поскольку еще эту идею придумал и успел запатентовать шотландец Роберт Томпсон. Зато Данлоп на этом неплохо заработал, ведь он забросил ветеринарную практику и основал компанию по производству шин для велосипедов. Буквально в это же время рождается идея съемной покрышки. Тут уже пальма первенства у Мишлен. Шины Данлопа крепились к ободу при помощи клея, а если вы повредили колесо? Значит, выбрасывать его целиком или платить как за новое. А Мишлен предложил новую технологию – диск и шина раздельно. Однако такие покрышки тоже были не очень ремонтопригодны. И вновь инициативу перехватывает Данлоп. Инженер Чарлз Кингстон Уэлч, работавший на Данлопа, изобретает камеру. Так, в результате прокола становится легче чинить колеса. Потом появятся зимние и летние шины, бескамерные, радиальные покрышки, заменившие диагональные. Шипованные и фрикционные колеса, шины, не боящиеся проколов и многое другое. Но всего бы этого не было, если бы в 80-х годах 19 века никому доселе неизвестный ветеринар из Ирландии Джон Бойд Данлоп, в выходной день, не сидел бы на террасе своего дома и не смотрел бы как катается на велосипеде его маленький сынишка.

Расписание эфира на сегодня