История завода Industriewerke Ludwigsfelde

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 27 апреля 2021

Сегодня я хотел рассказать вам о мотороллере IWL Pitty, который начали производить в ГДР в 1955 году.


Фото: birdinflight.com

Однако, погрузившись в историю его создания, решил расширить тему, и проследить за всем жизненным циклом завода, основанном компанией Daimler-Benz еще в 1936 году – слишком уж там много интересного. Назывался он Industriewerke Ludwigsfelde, и, кстати, сегодня он вновь принадлежит крупнейшему западногерманскому концерну, и производят на нем фургоны с трехлучевой звездой на радиаторе. А тогда, в середине 30-х, основным профилем предприятия были авиационные двенадцатицилиндровые тысячесильные двигатели DB 600 для бомбардировщиков и истребителей Luftwaffe. Моторы эти обходились недорого, ведь по официальным данным, на фабрике работало более 10 тысяч военнопленных из находившегося неподалеку всем хорошо известного лагеря Равенсбрюк.

В 1945 завод разбомбили, а оставшееся оборудование было вывезено в СССР, ведь город входил в Советскую оккупационную зону. После образования ГДР, встал вопрос о восстановлении народного хозяйства страны. И, учитывая опыт оставшихся инженеров, было принято решение начать сборку морских дизелей, а впоследствии, и небольших автомобилей для городских нужд - Multicar M21. Забавно, но это единственная марка, которая выпускается по сей день, и напоминает нам о ГДР. Потом были попытки создать авиационные моторы для самолетов КБ Ильюшина, но они не увенчались успехом. В 1955 во время мирового бума на мотороллеры, из ЦК Партии Германии поступает прямое указание разработать и начать выпуск двухколесной техники. Опыта у инженеров - ноль. Они никогда не имели дела с подобной техникой, но спорить было бессмысленно. Для начала, закупили несколько моторов у Чехословацкой республики - завод CZ производил движки мощностью до 12 сил. Но пришли новые указания из комитета, и на основе чешского прототипа создали свой, правда, меньшего объема и мощности. Вот только стать полноценным конкурентом того же Piaggio или Vespa он не мог. Почему? Сейчас объясню. 

Итальянцы смогли сделать моторчик компактным, как следствие - он цеплялся непосредственно к заднему колесу, что делало мотороллер коротким и, значит, более пригодным для эксплуатации в городской толчее. У немцев машина стала более вытянутой, а ввиду больших размеров, мотор можно было разместить лишь перед задним колесом. Они бы, наверное, так и сделали, но тут, в 1953-м ГДР объявляет политику «Новый Курс» и инженерам спускают распоряжение - выпустить модель с конвейера строго к 1955 году. Хоть она была не доработана, ее выпустили в срок. Модель, стоимостью 2300 марок, получилась ни на что не похожей: переднее колесо полностью упрятали под обтекатель, крыла у него не было. Закрепили его на рычажной вилке, это решение будет использовано впоследствии на всех мотороллерах IWL. Заднюю часть укрыли кожухом, а чтобы эффективно охлаждать мотор применили вентилятор. Впрочем, подробнее об этой и других машинах я расскажу завтра, а сегодня продолжим историю фирмы.

Вернемся в 1947 год, когда для восстановления городов понадобилась грузовая техника. Как оказалось, почти все предприятия Auto-Union и BMW сосредоточены в Советской оккупационной зоне. На одном из заводов Horh, что в Цвикау, стали делать небольшие грузовики. Стало очевидно, что с ними много проблем – производители вовсю использовали наработки 30-х годов, так что машины, сходившие с конвейера, были технически устаревшими. Кабина у них была из фанеры и долговечностью сей материал не отличался. Ну и, наконец, стоили машины довольно дорого. Принимается решение перенести производство на IWL в Людвигсфельд, а в Цвикау начать производство легковушек Trabant. И вот тут появился уникальный пятитонник IFA 50W. Почему уникальный? Да просто с 1965 по 1990 он выпускался практически без изменений. Вот такая вот история завода, построенного Mercedes в далеком теперь уже 1936 году. Ну а завтра я расскажу про их мотороллеры, ведь модельный ряд был обширен.

Расписание эфира на сегодня