Харли Эрл - первый дизайнер в истории автомобилестроения, создавший концепт-кар

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 05 июля 2017

Сегодня я расскажу о человеке, которого считают отцом промышленного дизайна. Он первым создал целый отдел-студию в корпорации General Motors, который занимался только дизайном автомобилей. Звали его Харли Эрл. Нет, конечно же, дизайнеры и кузовные ателье существовали и до него, но он первым поставил это на поток и начал создавать не единичные экземпляры авто.

Damsels-of-Design-03.jpg
Харли Эрл родился в 1893 году в Голливуде. Свои первые прототипы он создал уже в 16 лет, вылепив из глины модели автомобилей для своего младшего брата. В 18 он начал работать с отцом (изначально компания отца занималась гужевыми повозками, однако позднее резко изменила род деятельности став производить кузова на заказ) и создавать эксклюзивные модели для только-только появлявшихся звезд Голливуда. Им хотелось иметь машины, не похожие ни на что.
Harley Earl in his Argonaut Office 1948 .jpg
Даже когда отец Харли продал бизнес, Эрл продолжал творить и создавать эскизы и готовые экземпляры. Дилер Дон Ли (компания именовала Don Lee Coach & Body Works), торговавший исключительно Cadillac, сделал Эрла сначала дизайнером, а потом и управляющим фирмы. Именно тут Эрл создал 100, именно 100 моделей Cadillac, непохожих друг на друга. В 1921 году настал, как казалось, его звездный час: президент Cadillac Ричард Коллинз заметил работу Харли и встретился с ним, попросив для начала изготовить 16 макетов для моделей, которые можно было бы показать дилерам. Он сделал их к сроку, но, увы, фортуна переменчива: к моменту завершения работы Коллинз ушел из Cadillac, и машины так и не покинули Лос-Анджелес.
05 (1).jpg
Новый глава Cadillac Лорен Фишер хоть и был сторонником продавать машины с уже готовыми кузовами, тем не менее, решил встретиться с Эрлом – и тот произвел на него впечатление. Фишер хотел создать нечто новое, по своим габаритам, мощности и оснащенности это нечто могло бы занять нишу между громадными Cadillac и Buick. И в 1926 году Эрла пригласили в GM, где он создал первый маленький Cadillac LaSalle. После фурора в США и даже в Европе (машину показали в Париже) Харли получает предложение возглавить отдел General Motors Art and Color Section, в который Эрл тут же набирает 50 перспективных молодых дизайнеров. Они занимались всеми марками: чего стоят разработки Chevrolet 1928, или Buick 29. Но самое большое признание принес отделу и самому Эрлу Cadillac V16, показанный на всемирной ярмарке в Чикаго в 1933-м.
Cadillac-LaSalle-1927-1280-01.jpg
Харли Эрл был действительно гениален. Он проработал в компании General Motors с 1927 по 1958, и его подразделение Art and Color Section, которое можно перевести как «искусство и цвет», стало делать и разрабатывать не только действующие модели, но и создавать концепт-кары. В частности первый в истории автомобилестроения концепт Buick Y-Job.

Расписание эфира на сегодня