Как Александр Гусаров космическим кораблем управлял

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 12 апреля 2019

Всё же у меня замечательная профессия. За двадцать пять лет работы мне довелось поездить почти на всех автомобилях, управлять поездом, катером и многотонным грузовиком.


Я ездил на вездеходах и танках, броневиках – в общем, почти на всем. Однажды мне даже пришлось управлять самолетом, правда, это был профессиональный тренажер. Но была у меня мечта – освоить космический корабль. И вот сегодня, в День космонавтики, я расскажу, как меня учили осуществлять стыковку космического корабля с орбитальным модулем. Я приехал в Московский музей космонавтики, что на ВДНХ – ведь именно там есть специальный тренажер для настоящих космонавтов, на котором отрабатывается стыковка. В качестве инструктора мне выделили старшего научного сотрудника музея Дмитрия Еременко, который после короткого инструктажа предложил перейти непосредственно к тренировке. Что представляют собой кресла, в которых нам предстояло провести несколько незабываемых минут? Это ковши, стоящие рядом – в реальных условиях их делают точно по размеру тела космонавта. В них вы сидите в позе эмбриона, ведь именно в таком положении человек лучше всего переносит перегрузки. Перед вами огромный пульт управления, два экрана и две ручки.

Меня усадили на кресло капитана, по левую руку от меня сидит бортинженер – Дмитрий Еременко. Левый рычаг отвечает за движение челнока, поворачивая его вправо-влево и вверх-вниз, вы пытаетесь совместить перекрестье, и как можно точнее подвести корабль к модулю. Газом ведает бортинженер, который, сидит слева от капитана. Правый рычаг мы не задействовали. Вообще, он нужен, чтобы погасить вращение корабля вокруг своей оси. Обычно этого не происходит, но настоящих космонавтов учат и этому. На верхнем дисплее отображается скорость и расстояние до объекта. За ними тоже следит бортинженер, моя же задача была как можно более точно привести корабль к цели. У профессионалов это занимает немного времени, мне понадобилось минут пять. Итак, воспроизведу все свои действия по порядку. Когда до станции оставалось сорок пять метров, я перевел космический корабль на ручное управление. Для этого нужно было приподнять защитный экран и активировать его. После того, как бортинженер сообщил мне, с какой скоростью мы движемся к объекту, я начал управлять кораблем.

Чуть поведешь штурвал вправо, необходима секундная задержка. О том, что я всё сделал правильно, я узнал, услышав щелчок, и нос челнока начало уводить в сторону. Всё должно быть доведено до автоматизма, главное механически передвигать корабль, и постоянно следить за положением перекрестья, которое выводится на небольшой экранчик. Кстати, на фотографиях вам покажется, что глаза у меня закрыты, но это не так – просто я смотрю точно на экран. Дмитрий чуть прибавляет газ, и мы устремляемся вперед, в идеале модуль должен подойти к нам на самом малом ходу. При этом все действия, которые мы производим, записываются на стоящий рядом компьютер. Скажу честно, я радовался как ребенок.

Да, я затратил на весь процесс чуть больше времени, да, после того как мы покинули тренажер, Дмитрий сообщил мне, что погрешность при проведенной мной стыковке составила семь сантиметров, но это позволительно. А это значит, мне первый раз в жизни довелось не просто управлять почти настоящим космическим кораблем, но и успешно его пристыковать. И пусть мне никогда не посчастливится увидеть землю в иллюминатор орбитальной станции, я теперь тоже могу считать себя хоть чуть-чуть причастным к большому празднику. Я хочу от всей души поздравить с Днем космонавтики пилотов, техников, инженеров - всех тех, кто запускал и пилотировал ракеты в космос. Вы делаете великое дело! С праздником вас!