Как закатилась звезда автобусов Greyhound

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 25 декабря 2018

Компания Greyhound или серая гончая, наряду с Coca Cola, cтатуей cвободы, американским футболом и даже бурбоном, всегда была одним из символов Америки.


На автобусах этой компании путешествовали по просторам страны киногерои и обычные граждане, туристы, студенты, мелкие коммивояжеры, и это неудивительно. Ведь так уж сложилось, что именно этот вид транспорта обогнал по объемам перевозок железнодорожный. В одном из выпусков программы я уже начал рассказывать про эту компанию, но тогда мы с вами побывали в музее Greyhound, а сегодня пройдем путь от ее создания и, увы, до заката. Напомню, что создали первую междугороднюю американскую автобусную фирму шведы – «Эд Экстрем», Карл Викман и Энди (BUS) Андерсон. Переехав на ПМЖ в Штаты, они поначалу трудились шахтерами, но работа была тяжелая, а платили за нее сущие копейки. Тогда они решили уйти из шахты и начали торговать автомобилями. Но откуда у обычных трудяг, да ещё и эмигрантов тогда были деньги на закупку машин? И вот они решили переоборудовать свой единственный семиместный Huppmobile в восемнадцатиместный автобус, связать два городка Хиббинг и Элис, и брать с каждого пассажира 15 центов за поездку в одну сторону. За первый же год существования они заработали почти восемь тысяч долларов. А дело-то было в 1915, так что это были огромные деньги. За три года предприниматели расширили географию маршрутов, докупили настоящие автобусы, в то время они в основном монтировались на шасси грузовиков и увеличили доходность в пять раз. Но как быть с конкурентами? Правильно, для начала объединиться с ними, а потом поглотить. Фирма не просто уничтожает конкурентов, она протягивает свои щупальца по всей стране.

И вот уже автобусы компании совершают поездки из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, пересекая всю страну. Перед началом великой депрессии доходность предприятия достигла восьми миллионов долларов в год. Фирма уже не только эксплуатирует автобусы, но и уже сама их производит. Но нужно было повысить узнаваемость бренда. Для этой цели приглашается маэстро, отец промышленного дизайна Раймонд Лоуи. Он уже зарекомендовал себя как признанный мастер в разработке корпоративного стиля. Именно он предложил аэродинамический стиль при создании кузова, усилив его выштамповками и накладками. Почему все автобусы были серо-белыми? Чтобы приносить прибыль, лайнер должен был быть в постоянном движении, заезжать в гараж лишь для периодического технического обслуживания, а значит и мыть его некогда. Серый же цвет идеален, на нем не видно грязи и пыли. Если изначально фирма называлась Mesaba Transportation Company, то в 1926-м году, на боках лайнеров появляется изображение серой гончей и имя Greyhound. К 1934 году количество перевезенных пассажиров приблизилось к отметке 400 миллионов. Вдумайтесь в эту цифру! К 1936 Greyhound крупнейший транспортный перевозчик США. Первый удар по компании был нанесен после окончания Второй мировой войны.

Люди стали пересаживаться на личный транспорт, пассажиропоток заметно сократился. Тогда руководство фирмы принимает решение расширить и перепрофилировать деятельность. К семидесятым Greyhound – это транспортная компания, имеющая интересы в авиации, пищевой промышленности и многих других отраслях. А чтобы повысить привлекательность самого перевозчика, даже придумывают специальную программу – «99 дней по США, за 99 долларов», то есть вы могли переезжать из города в город за один доллар в день. Увы, и это не помогло. В середине восьмидесятых компанию трясет – постоянные забастовки персонала, необходимость обновления парка. Кажется все против нее. С девяностых следует эпоха многочисленных банкротств, Greyhound переходит из рук в руки, пока в 2007 ее не покупает британская государственная компания. Она полностью обновляет парк машин, и меняет корпоративный цвет и стиль. Отныне все автобусы сине-серые. Отрадно, что фирма не ушла в прошлое и сегодня в парке насчитывается более 1200 лайнеров, которые обслуживают 3800 населенных пунктов. Однако от Greyhound созданного в 1914 году шведскими предпринимателями сегодня мало что осталось.

Расписание эфира на сегодня