Компания Iso: путь от мотоколяски до суперкара

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 23 января 2018

Автомобильная история знает немало случаев, когда производством тележек с мотором начинали заниматься люди очень далекие от машин. Вот, к примеру, Ренцо Ривольта, унаследовавший компанию по производству холодильников Isothermos.

РЕНЦО.jpg
На дворе 1942 год, Италия и ее лидер Муссолини участвуют в кровопролитной Второй Мировой войне. Кому в этот период нужны были холодильники? Да и мощности завода были далековато расположены, в Генуе. Что быть ближе к ядру промышленности, а значит и получить возможность заинтересовать продукцией государство, Ривольта решается перенести производство поближе к политическому центру, а именно в пригород Милана. Но, знал бы, где упадешь - подстелил солому. Пока Ренцо занимался переездом, война закончилась. Но предприимчивый хозяин не унывал. Он даже зарегистрировал фирму с новым названием — Iso Autoveicoli. Звучит! Прямо по автомобильному. Одна беда - люди были не слишком богаты, холодильники и машины им были не особенно нужны. Тут бы просто выжить. Однако товар перевозить было нужно, и Ренцо решает сосредоточить все усилия на производстве мототехники. Причем, Iso Moto, а именно так назывались мотоциклы, несмотря на довольно высокую стоимость, пользовались популярностью. Они были неприхотливы и очень надежны. Что для Италии скорее исключение, чем правило.
AIG_IsoMoto_moto04-1024x576.jpg
Однако не это позволило сеньору Ривольта разбогатеть. В 1952 в компании стали разрабатывать забавную мотоколяску, вот уж действительно пузатая машинка была похожа на холодильник. Назвали ее Iso Isetta. Автомобиль настолько понравился, и не только в Италии, что Ривольта мгновенно продал кучу патентов на ее производство. Их стали выпускать во Франции, Великобритании и Германии. Именно это чудо, с единственной дверью и двумя местами, помогло выжить концерну BMW, и мы знаем ее как BMW Isetta.
ИСО2.jpg
Маэстро Риволта мог бы почивать на лаврах, но он вновь решает перепрофилировать производство. Он обожал дорогие авто, и сам являлся владельцем Ferrari, Maserati и Jaguar. Он не только покупал эти авто, он еще и ездить на них любил. И вот он вознамерился переплюнуть признанных мастеров и заставить всех - ну не всех, а только богатых - пересесть на машины его собственной конструкции. Ну, а поскольку опыта в создании моделей Gran Turismo ни у самого владельца, ни у его инженеров не было, то Риволта приглашает на работу Джотто Бидзарини, специалиста из Феррари. И именно с ним они решают сделать автомашины итало-американскими. Если ходовую часть разрабатывает Бидзарини (Италия), то моторы покупают за океаном - сначала у Chevrolet, затем у Ford (США). Но этого снова мало.  Да, автомобиль может замечательно ездить и ускоряться. Но, как заставить обратить на него внимание? А очень просто. Нужно обратиться к дизайнерам из ателье Bertone и Ghia, где в свою очередь работают такие мастера как Джорджетто Джуджаро и Марчелло Гандини. И вот уже в 62-ом появляется первенец — модель Rivolta.
134643u-960.jpg
Ренцо не мудрствовал, и дал машине свою фамилию. Двухдверный четырехместный спорткар был динамичен и красив. Царство кожи, натурального дерева и алюминия. Потом появился Grifo, автомобиль на долгие годы определивший судьбу компании. Ему я посвящу отдельный выпуск. Потом, в 1969 был «фастбэк» Lele, так звали супругу Ренцо, его сделал дизайнер Марчелло Гандини. Увы, сам Ренцо результат не увидел, он умер за три года до этого. После смерти фирму возглавил его сын Пьеро, попытавшийся вдохнуть в компанию новую жизнь. Именно он ввязался в авантюрный проект в Формуле-1(Iso-Marlboro), он же попытался конкурировать с седаном от Maserati Quattroporte, придумав машину S4/Fidia. Но, увы, со смертью основателя, марка постепенно угасала. И сегодня о ней говорят лишь в прошедшем времени. Все попытки реинкарнации не удались. Вернуть её былую славу не удалось никому.