Концепт-кар Lada Rapan: самый необычный автомобиль АвтоВАЗа

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 08 февраля 2019

Отечественных инженеров и дизайнеров часто упрекают в том, что они-де не могли придумать ничего путного и отродясь не создавали шедевров.


Могу с полной уверенностью заявить – это не так. Да, отсутствие средств и возможностей работать всегда были камнем преткновения для творцов, но все таки люди придумывали что-то новое. И пусть главный, хоть и негласный лозунг социалистической экономики «зачем придумывать и так купят», действовал безотказно, тем не менее, появлялись очень интересные проекты. Сегодняшние правители любят сравнивать ситуацию в современной России с «лихими девяностыми». Термин-то какой придумали, хотя сами же из них и вышли. Но давайте отравимся в лихие девяностые в Париж на Международный автосалон, проходивший осенью 1998 года. И посетим мы с вами стенд отечественного бренда Lada, у которого действительно яблоку было негде упасть. Это был концепт-кар с именем Rapan. Нужно заметить, что после распада СССР и без того не самые выдающиеся позиции Тольяттинского гиганта в Европе стали вообще сходить на нет. Никто не хотел покупать морально устаревшие модели. Количество дилеров стремительно сокращалось и нужно было хоть как-то привлечь к себе внимание.

И ВАЗовцам это удалось. Об Илоне Маске никто и не слышал, электромобили были чем-то из области фантастики. А тут полностью электрический концепт-кар из России. Да еще и такой необычной формы. Небольшая лобастая машина с огромной площадью остекления была не макетом, а действующим экземпляром. Базой послужил хорошо всем известный автомобиль ОКА, в который уложили никель-кадмиевые батареи. Из-за этого центр тяжести был снижен, а значит и машина должна была обладать отменной управляемостью. Да, в отличие от современных литий-ионных батарей эти источники питания были меньшей емкости и чрезвычайно тяжелыми, но даже при весе в 1500 тонны этот городской автомобиль мог развить скорость 90 километров в час. Над экстерьером и интерьером работали два художника – за кузов отвечал Владимир Плешанов, а за салон Валентина Новикова. Интерьер получился сродни космическому кораблю. На ступицу руля, то есть на центральную его часть Нивикова вывела все приборы, обдув огромного лобового стела доверила массе небольших «кругляшных» сопел. Сам руль поднимался вверх, чтобы облегчить водителю процесс выхода из салона. И да, передние кресла можно было крутить на 360 градусов.

Кстати, у завода денег не было настолько, что вместо магнитолы на ее место установили пластмассовую заглушку. Что касается кузова, то Владимир Плешанов создавал его под влиянием модного тогда био-дизайна. Небольшой выпирающий нос Rapan был увенчан раскосыми фарами головного света. Далее следовало выпуклое лобовое стекло, переходящее в крышу, которая в свою очередь также плавно опускалась к кормовой части. Двери были эллипсоидной формы, именно благодаря их внушающим размерам, попасть за задний диван пассажирам второго ряда было просто. Машина вышла заметной и главное очень яркой. Увы, кроме «wow» эффекта она ничего не произвела. Все говорили о том, что вот русские молодцы. Что они смогли удивить мир. Увы, последовавший в 1998 году кризис в стране перечеркнул все надежды инженеров и дизайнеров из Тольятти. К счастью, Rapan не сгинул в этом водовороте событий и сегодня он находится в музее Опытно промышленного производства. Как видите, даже в условиях ограниченности средств и возможностей отечественные инженеры, и дизайнеры могли создать что-то необычное и главное новое. Увы, концепт опередил свое время. А жаль, глядишь, при попадании в нужную почву он бы создал предпосылки для целого класса электромобилей.

Расписание эфира на сегодня