Легендарный автомобиль ГАЗ-66 «Шишига»: история создания

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 22 июня 2018

История советского, да и отечественного автопрома – это борьба страхов и противоречий. Любая, казалось бы, здравая идея, зачастую отметалась на корню. Главным, в конструкции любой машины была простота, но, увы, та, что хуже воровства. Ведь ремонтировать любой авто предстояло не на СТО, а либо в гараже, либо в чистом поле.


Сегодня, я расскажу, как появился самый массовый двухтонный грузовой автомобиль СССР с полным приводом ГАЗ 66 или знаменитая «шишига». Правда для того, чтобы оценить в полной мере его появление на свет будет необходимо отправиться даже не в 60-е, а в 40-е, когда на ГАЗе появился опытный образец машины с индексом 62. Невиданное дело, все три модификации (а работы над созданием небольшого грузовичка ГАЗ 62 велись более двадцати лет), так и не пошли в серию, может цифра была несчастливой, а может конструкторам опыта не хватило. Важно то, что армии, а в СССР основным заказчиком подобной техники было именно Министерство обороны, остро понадобился грузовик со всеми ведущими колесами. Во-первых, такая техника уже была в Европе и Америке, а во-вторых, отсутствие дорог ставило под сомнение мобильность РККА. Прототип получился не то что бы некрасивым, я бы назвал его уродливым. Хотя именно в нем инженеры применили многие инновационные решения. Возможность двигаться на заднем приводе, подключать передний мост, включать понижающую передачу и даже блокировки, для лучшей проходимости. С началом войны про грузовик все забыли. 62-й, второго поколения появился уже после окончания Второй мировой. Причем на ГАЗе не стали изобретать велосипед и попросту взяли за основу «лендлизовский» Dodge ¾. Прототип был очень похож на американца. Выдержав все испытания и получившая массу положительных отзывов, тем не менее, машина в производство снова не пошла. Причин сейчас уже не установить - ведь тот же Dodge выпускался почти до начала 90-х, а наша разработка была не только не хуже, но и превосходила его по многим параметрам. Увы, и она оказалась невостребованной. В 1951 году ГАЗ вновь берется за разработку машины грузоподъемность до одной тонны.


Машинка не имела жесткой крыши кабины, лобовое стекло откидывалось, тент бортового кузова, а в нем можно было разместить 11 человек, также складывался. Благодаря бескапотной компоновке это могла бы быть идеальная машина для десантников - ведь именно за счёт компактности, в неё можно было поместить грузовой отсек вертолета Ми-4. До появления Ми-8, это был основной транспортный помощник в армии. Что до всех образцов 62-х прототипов, то их уничтожили. А жаль, там было много здравых идей. Мы же с вами наконец-то добрались до 66-ой модели. Поскольку наработки были на предприятии изрядные, его изготовили в рекордные сроки. В 1962 году появился первый опытный образец, а через два года начался конвейерный выпуск авто. Полный привод, достаточная грузоподъемность, система централизованной подкачки шин (это необходимо при прохождении разных участков бездорожья), лебедки делали машину просто незаменимой не только в армии, но и в народном хозяйстве. На них ездили геологи, археологи и картографы. Я бы, правда, слукавил, если бы не сказал о самом важном минусе машины. Из-за огромного восьмицилиндрового мотора, размещенного под кабиной, места для коробки нашлось лишь позади самой кабины, в которой для этого даже специальная выштамповка была предусмотрена. Честно, представить себе водителя с вывернутой за сидение правой рукой - сложно, но, не смотря на это, люди на «шишиге» ездили. Да и вариантов выбрать что-то другое не было. Будь в СССР нормальный дизельный мотор, этой проблемы можно было бы избежать. Но, как я уже рассказывал в одном из выпусков, отечественных дизелей у нас так и не появилось. Сам же 66-й «газон» стал бестселлером.



Расписание эфира на сегодня