«Отец промышленного дизайна» Харли Эрл и его творения

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 06 июля 2017

В выпуске от 5 июля я начал рассказывать о человеке, которого называют отцом промышленного дизайна – Харли Эрле. Однако за сухими цифрами и названиями моделей нельзя понять, что же это был за человек, как ему удавалось на протяжении многих лет удивлять мир новыми разработками. При этом создавать не только концепты, но и действующие модели.

HarleyEarl_3000.jpg
Двухметровый, эксцентричный, независимый Харли Эрл любил эпатировать людей. Он необычно одевался и необычно себя вел. При этом сотрудники характеризовали его как деспота. Все дело в том, что он, при всей кажущейся доброжелательности, действительно был необычайно требователен к людям и к себе. Работа стояла у него на первом месте. Как я читал в воспоминаниях историка Майкла Ламма, Эрл был к тому же еще полон предрассудков, очень боялся потерять бразды правления и повредить своему положению в компании. Тем не менее, только он мог видеть в людях талант и приглашать их в фирму.
StSec+45slide+09.jpg
Кстати, именно они сыграли в дальнейшем значительную роль в истории автомобилестроения. Я просто перечислю тут их имена: Гордон Бериг (он впоследствии воплотил в металле модель Cord), Джон Тьярда (позднее он станет делать Lincoln и Packard), Фрэнк Эшли (именно он создаст для Ford из «буревестника» или Thunderbird), Билл Митчелл (он сделает ряд выдающихся моделей для General Motors и даже сменит Эрла на посту шефа дизайнера корпорации). Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить Верджина Экснера, в 50-е годы возглавившего дизайн-студию Chrysler.
C Bu Bill Mitchell Stingray.jpg
Но вернемся, собственно, к Эрлу. Тот же Майкл Ламм писал про Эрла, что тот сумел «объединить технологии, искусство и даже душу автомобилей». Именно Эрл первым распорядился помимо чертежей создавать трехмерные макеты из пластилина (сначала это были уменьшенные копии, впоследствии их стали делать в натуральную величину). Так удавалось серьезно экономить при последующем производстве. Раньше чертежи просто переносились на лекала, что затрудняло технологические процессы. Харли придумал и воплотил в жизнь идею — парад прогресса.
DSCN91971-980x550.jpg
Два года подряд он собирал на завтраки ведущих бизнесменов мира и показывал им новые разработки. Именно из этих завтраков родилась ежегодная выставка Motorama, проводившаяся в отеле Waldorf, а потом экспонаты колесили по всей Америке. Глава GM и сам Эрл считали, что модельный ряд необходимо обновлять ежегодно. Смешно звучит сегодня, не правда ли? Конечно же, именно Эрл придумал показывать не только действующие модели, но и концепт-кары. В общем, он действительно был гением. Правда, многие считают, что он не являлся отменным дизайнером.
Harley+Earl+at+his+desk+holding+prototype.jpg
Впрочем, имя Харли Эрла навсегда вошло в анналы автомобильной истории. Предвидеть будущее дано не каждому, и многое из того, что показывала студия Эрла, мы можем увидеть лишь сейчас, по прошествии многих лет. Лично я считаю, что он намного опережал собственное время.