Плохая репутация: история «автомобиля-убийцы» Chevrolet Corvair. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 27 июня 2018

Я неоднократно рассказывал о том, как люди лепили ярлыки к автомобилям, называя их убийцами. Правда вины того или иного авто в этом не было. Люди гибли по собственной глупости или неосторожности, но всегда именно человеческий фактор играл решающую роль.


Сегодня я расскажу об автомобиле, который мог бы стать огромным прорывом не только для американской автопромышленности. Желание сэкономить или оптимизировать производство, привело к тому, что автомобиль стал - «убийцей». И даже героем журналистского расследования. Но об этом я расскажу завтра, а сегодня мы с вами посетим кабинет управляющего директора Chevrolet Семона Банки Кнудсена, где собрались главы всех подразделений GM. Идет жаркий спор. Обсуждают новую модель, которая должна завоевать не только Американский, но и Европейский рынок. Даже название придумали - Corvair. Созвучно со спорткаром Corvette, но стоит недорого. Самое главное, в модели куча инновационных инженерных решений. Независимая подвеска всех колес, несущий кузов (как правило, машины делались в то время в большинстве своем на раме), и оппозитный шестицилиндровый мотор с алюминиевой головкой блока цилиндров с двумя карбюраторами. Сказка! Плавность хода великолепная. Машина тихая, да и из-за того, что мотор сделали чрезвычайно плоским, можно не ограничиваться выпуском седана или купе, потом появится универсал и даже пикап. Чудо! Инженеры пожимают друг другу руки. Мы совершили революцию! Даром, что авто для небогатых, даром, что мотор выдает всего-то 84-е лошади, а ускорение до сотни занимает 21-у секунду. Зато он красивый и недорогой. Правда, подвесочники, настраивавшие Corvair, уже на начальном этапе стали бить тревогу, что в базе неплохо было бы оснастить автомобиль стабилизаторам и поперечной устойчивости. Без них, особенно на скорости, автомобиль сильно приседал на корму, передние колеса разгружались, и ввинтить его в поворот было невозможно. Да плюньте - прозвучало в ответ. Мы здорово сэкономим на себестоимости, если забудем про это. И забыли. Изначально Corvair действительно покупали солидные граждане, со средним достатком. Потом, опять же, впервые в истории автомобилестроения, мотор оснастили турбиной. До этого на серийных моделях этого никто не делал.

Мощность возросла до 150 сил, а до сотни он уже разгонялся за 10 секунд. И на него устремила свои взгляды молодежь. Вот тут-то все и началось. Сотни аварий, перевернутых автомобилей, покалеченных судеб. Даже руководство GM это коснулось. В общем, поток критики рос, как снежный ком. Джиэмовцы оснащают машину стабилизатором поперечной устойчивости, но поезд уже ушел. Corvair - герой книги Ральфа Найдера «Опасен на любой скорости». Правда, героем его можно было назвать с натяжкой, первая глава этого издания посвящена разбору самой машины, и она там представлена не в лучшем свете. Но об этом я расскажу вам завтра, в другом выпуске. А что же Corvair? Наверное, автомобиль, который журнал Motor Trend назвал прорывом в 1960 году, таковым и был. Он был в своем роде уникальным, но увы, его погубила жадность - желание руководства фирмы заработать больше. Так что, если говорить об автомобилях «убийцах», то мой рассказ, в очередной раз доказывает, что дело не в машинах, а в людях, которые их создают.