Плохая репутация: история «автомобиля-убийцы» Chevrolet Corvair. Часть 2

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 28 июня 2018

В предыдущем выпуске, рассказывая об инновационном Chevrolet Corvair, я упомянул книгу юриста Ральфа Найдера «Опасен на любой скорости». Первая глава в ней была посвящена именно этому автомобилю. Я обещал вернуться к изданию и рассказать, о нём подробнее. Выполняю свое обещание.


Итак, на дворе 1965 год, известный юрист Ральф Найдер выпускает свой довольно объемный труд. Конечно, желания унизить корпорацию GM у него не было. Просто проблемы с управляемостью Corvair стали притчей во языцех. И тут, конечно, виной всему были не только просчеты инженеров. Дело в том, что автомобиль создавался на волне жесточайшей конкуренции с европейскими машинами с подобной компоновкой. Главным отличием американского экземпляра были его размеры и мощность. Тот же Volkswage Kafer разогнать до двухсот километров было попросту нереально, он и до сотни то не добирался. А вот конструктивно схожий Corvair, делал это с легкостью. И, если отсутствовавший стабилизатор поперечной устойчивости немцу был не нужен, то американцу он был необходим. Да и вождение таких машин требовало определенного навыка, а его у покупателей попросту не было. Поэтому на проблему нужно было смотреть шире. К тому же, в книге было восемь глав, и все они указывали на проблемы с безопасностью машин. Увы, Corvair досталось больше всех, даже название звучало двояко. Первая глава называлась Sporty Corvair. Безобидная игра слов Sporty (спортивный) могло звучать и как Spotty (дефективный). После выхода книги модель протестировала комиссия Сената, но, к этому времени её уже просто пришлось снять с производства, люди не хотели ее покупать. Но суть не в этом. Найдер первым заговорил о безопасности в автомобилестроении. В тот период в автоавариях гибло около 5 миллионов американцев в год.

В частности, во второй главе книги, Найдер затронул такую тему - супермодные, хромированные детали интерьера, могли ослепить водителя при ярком солнце – и тому было немало примеров. Он первым заговорил об унификации и последовательности селекторов автоматических трансмиссий. Дело в том, что каждый производитель устанавливал собственные правила. У Линкольна передачи переключались при помощи кнопок, кто-то размещал селектор на руле, а кто-то - на полу. При этом последовательность, к которой мы все сегодня привыкли, первым идет положение R(реверс), потом N(нейтраль) и далее D(драйв), не соблюдалось. Заслуга юриста оказалась в том, что он обратил на это внимание и уже к 60-м годам всё удалось привести к общему знаменателю. Одна из глав труда была посвящена элементам отделки салонов. Зачастую, в период 50-х годов прошлого века, водитель и пассажиры получали увечья именно из-за всевозможных выступающих деталей на торпедо или дверях, коими изобиловали интерьеры машин того времени. Причем травмы не зависели от скорости.

Также Ральф Найдер первым заговорил и о безопасности пешеходов. Господствовавший тогда в дизайне кузовов стиля «барокко» предполагал наличие множества выступающих деталей. Торчащие клыки бамперов, рифленые капоты, акульи плавники на корме: все это наносило пешему участнику движения множество травм. И дизайнерам и инженерам пришлось задуматься не только о безопасности водителей и пассажиров, но и пешеходов. После выхода книги и последовавшие за этим многочисленные расследования полностью изменили политику безопасности. И именно этой составляющей стали уделять больше внимания. До сегодняшнего дня федеральное законодательство США остаётся одним из самых жестких. Вот так, в далёком 1965-м году всего один человек повлиял на дальнейшее развитие целой отрасли страны. Ну и на нашу с вами безопасность.



Расписание эфира на сегодня