Porsche 917 празднует 50-ти летний юбилей

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 16 апреля 2019

12 марта 1969 года на стенде компании Porsche царило небывалое оживление. Ещё бы: помимо стандартных моделей, компания из Цуффенхаузена обещала показать сверхскоростной болид для участия в гонках на выносливость. Давайте предоставим коллегам-журналистам возможность вдоволь насладиться этим инженерным творением, а сами попытаемся понять, что послужило причиной его возникновения.


Пятьдесят лет назад, пытаясь хоть как-то ограничить скорость, Международная Федерация предложила убрать с гоночных треков обладавшие запредельной мощностью спортпрототипы Группы 6 с многоцилиндровыми и многолитровыми моторами. В гонках принимали участие Ford GT 40 Mk.4 с семилитровым двенадцатицилиндровым двигателем и четырехлитровый Ferrari V12 P. Чиновники решили дать карт-бланш другим производителям, таких моторов не имевшим, и тем самым убить двух зайцев. Во-первых, сделать соревнования более безопасными. Во-вторых, привлечь на стартовую решетку больше команд. Они в приказном порядке снизили объем движков до трех литров, такие же моторы появились в Королеве автоспорта Formula I, а значит появилась возможность увеличить количество машин в гонках, и тем самым повысить зрелищность. Ведь делать новые моторы было ни к чему. Увы, производители не были готовы к такому повороту событий.

Дело в том, что для омологации, то есть сертификации автомашины для соревнований, необходимо было изготовить аж 50 единиц такой техники, что больно било по карманам. Речь-то шла не об обычных дорожных машинах. Тогда устроители соревнований решили снизить количество выпущенных машин до 25-ти, и позволили прототипам из групп 6 и 4 ездить вместе. У Porsche уже был автомобиль, который участвовал в соревнованиях – эту машину разработал Фердинанд Пих, и она имела индекс 908, но восемь цилиндров с двумя клапанами и традиционным воздушным охлаждением не могли обеспечить достаточную мощность. А тут, получив простор, в Цуффенхаузене решили взять реванш, и на платформе 908 сделали совершенно новый болид с большим мотором. Ему предстояло стать триумфатором гонок, но пока в Женеве-1969 представили лишь первый прототип. Давайте и мы заглянем на стенд производителя (кажется, все уже разошлись), и рассмотрим машину повнимательней.

В Швейцарию немцы привезли два автомобиля. Ослепительно белый Porsche 917-001 и его собрата в черной ливрее. Мотор располагался в базе, то есть сразу за спиной гонщика. Это был двенадцатицилидровый силовой агрегат, позволявший разогнать машину до 390 километров в час. Честно говоря, я поражаюсь инженерному гению людей этот прототип создававших. Смотрите сами, трубчатая титановая рама весила всего 42 килограмма. Мотор, хоть и сделали путем объединения двух шестерок, был изготовлен с применением магниевых и титановых сплавов. Как избавились от дополнительных трубок системы охлаждения? Да очень просто: охлаждающая жидкость циркулировала по самой пространственной раме. Я считаю, гениально. А знаете, из чего сделали рычаг коробки передач? Из березы! Она оказалась самым легким материалом. Говорить о машине и не упомянуть тех, кто ее придумал – было бы неправильно. Инженерную группу возглавлял Ганс Мезгер, а общее руководство взяли на себя Фердинанд Пих Хельмут Бот. В Женеве машину показали.

Но для участия в гонках, как я уже говорил выше, необходимо было сделать 25 экземпляров. Когда чиновники явились на завод с проверкой, то Пих показал им 3 готовых образца, и еще 18, стоящих на стапелях. На вопрос «где остальные?» – он указал на машинокомплекты, находящиеся в том же помещении. Однако, это чиновников не удовлетворило, и они в ультимативной форме потребовали представить все 25 готовых образцов. 20 апреля, то есть менее чем через месяц, Пих пригласил их снова. На парковке перед зданием администрации в ряд выстроились все 25 белоснежных прототипов с зеленой мордой. С 1969 по 1971 год эти машины, которые неоднократно модернизировали, выиграли почти все соревнования. Им покорились трассы по обе стороны океана. Они сделали компанию Porsche еще более известной. Кстати, появлению версии 911 Turbo в 1974-ом мы обязаны именно этому прототипу. С днем рождения 917! Да, вот еще что, будете в Германии – обязательно посетите музей Porsche – там подготовлена специальная экспозиция, приуроченная к славному юбилею модели.


Фото: newsroom.porsche.com

Расписание эфира на сегодня