Шарнирно-сочлененные самосвалы Volvo: 50 лет успеха

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 04 декабря 2018

В 1932 году в Швеции произошло событие, которое вполне возможно повлияло на развитие грузовой техники. Дело в том, что именно в этот год слились две компании Bolinder (производившая тепловые двигатели) и Munkteil (выпускавшая сельскохозяйственную технику). Через год появился первый трактор с калоризаторным мотором или нефтяным двигателем.


Уникальность этого силового агрегата, который еще называют полудизелем, заключалась в том, что он мог работать на практически любом виде топлива: керосине, сырой нефти, дизеле и даже на растительном масле. Машины Bolinder& Munkteil отличались особой надежностью и практически не ломались. Более того, они первыми стали устанавливать на сельхоз технику дуги безопасности. В конце концов, на компанию обратили внимание в грузовом отделении Volvo и для начала стали распространять трактора обеих фирм через собственные дилерские сети, а позднее выкупили контрольный пакет и техника получила имя BM Volvo. К чему я об этом вдруг вспомнил? Да просто именно сотрудничество этих компаний и повлекло за собой создание грузовиков нового типа, которые сегодня называют шарнирно-сочлененные.

Что же это за конструкция такая? Обычный грузовик – это жесткая рамная конструкция, она хороша. Усиливая раму можно бесконечно долго повышать грузоподъемность, но есть один момент: это маневренность и территория использования. Без жесткого грунта обычный грузовик попросту засядет, поскольку хода подвески у него микроскопические. Так вот, инженеры объединенной компании задумались над тем, как создать некое универсальное средство передвижения с отменной маневренностью и обладающее выдающимися внедорожными качествами. Кстати, о самосвале тогда речи не шло, шведы создали лесовоз, который чувствовал себя как рыба в воде среди деревьев. По сути это первый в мире сочлененный самосвал был обычным трактором (он появился в 1966), у которого не было передней оси, к которому при помощи шарнира присоединили прицеп и добавили кран манипулятор. Но концепция прижилась и получила развитие. Через два года свет увидела модель с колесной формулой 6х6 и привычной нам компоновкой.

Так чем же эти машины лучше обычных грузовиков? Смотрите сами: шарнирно-сочлененные самосвалы показывают лучшие результаты в сложных дорожных условиях и условиях полного бездорожья: на грунтах с низкой несущей способностью, крутых склонах. Их используют там, где уже нет дорог, а есть лишь направления, а строить или прокладывать трассу экономически нецелесообразно. Эксплуатация таких машин наиболее эффективна при разработке месторождений, строительстве и ремонте дорог, возведении гидротехнических объектов. То есть там, откуда люди через некоторое время уйдут.


Это  достаточно дорогая техника, ввиду сложности конструкции, но выбрать есть из чего. Сегодня такие машины производятся во всех частях света, область их применения огромна. Они возят лес, трубы, землю, работают поливальными машинами в карьерах. Да, они эволюционировали, но все они  приобрели в результате общие черты – колесную формулу 6х6, постоянный полный привод, 6-цилиндровый рядный двигатель, автоматическую коробку передач и блокируемые дифференциалы. Они даже внешне похожи, разница в нюансах и тонкостях конструкции. Но все началось в 1966-м году, когда инженеры из компаний Bolinder& Munkteil и Volvo придумали машину, созданную из трактора без передней оси и прикрепленной в нему платформы.

 


Расписание эфира на сегодня