SKODA Popular: легендарной модели 85 лет

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 23 апреля 2019

В марте 1934 года, то есть 85 лет назад, началась история легендарной модели SKODA Popular. Машина получилась очень удачной и современной, конечно, для своего времени.


Больше того скажу, модель можно назвать родоначальником целого класса компактных автомобилей. Но прежде чем рассказать о машине, я предлагаю отмотать ленту истории еще на пятнадцать лет назад, и мы с вами окажемся в 20-годах прошлого века. Именно в это время, буквально перед самым началом мирового кризиса, компания SKODA запустила большую инвестиционную программу, результатом которой стало увеличение эффективности массового производства и расширение модельного ряда. Следствием этого стало появление модели SKODA 420 Standard. Чем же примечательна эта машина? К 1933 люди окончательно потеряли все свои сбережения, а чехи предложили им реальный выбор – ездить или ходить пешком. Дело в том, что у модели максимально снизили вес, и оснастили её неказистым, на первый взгляд, четырехцилиндровым четырехтактным двигателем с рабочим объемом 995 кубов и мощностью всего-то 20 лошадиных сил.

Именно благодаря такому сочетанию, платить транспортный налог стало не нужно. А в условиях жесточайшей экономии, это было только плюсом. Вспомнил о модели 420 Standard я не случайно: Popular стали строить на её базе. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, у машины была независимая подвеска, реечное рулевое управление, и практически идеальная развесовка по осям. Чехи схитрили: двигатель был расположен по классической схеме – спереди, а вот коробку разместили у задних колес. И пусть мощность мотора, как и его объем, вновь снизили, машина пришлась по вкусу потребителям. Безналоговый, экономичный и отменно управляемый автомобиль – вот какого результата достигли инженеры. И вот, в марте 1934 года, первый SKODA Popular был передан покупателю. Забавно, но им оказался вовсе не рядовой служащий, а управляющий всемирно известной фабрики по производству обуви Bat’a из города Злин.

Известно точно, что Ян Антонин Батя, президент фирмы, забрал автомобиль лично. Машина ему настолько понравилась, что уже через месяц он позвонил директору завода SKODA Карелу Хрдлички и сделал заказ еще на 30 экземпляров Popular. Причем его просьба была не совсем обычной. Ян Батя захотел приобрести машины в кузовах полукабриолет и родстер. Лучшей рекламы и представить сложно. Модель начала быстро приобретать популярность среди автомобилистов – как рядовых, так и знаменитостей. В число владельцев вошли актриса Ольга Шайнпфлюгова, а также все без исключения игроки чешской сборной по футболу, которая в 1934 году заняла второе место на Чемпионате мира, во главе с капитаном команды и ее голкипером – Франтишеком Планичкой. Это сегодня автомобильные компании спонсируют команды и бесплатно раздают машины, а тогда такой практики не существовало. Поучаствовала модель в гонках и пробегах. Спрос на нее возрастал. В результате, SKODA многократно модернизирует модель: мощность мотора растет, появляются технические нововведения, такие как гидравлический привод в тормозной системе.

Появляется куча модификаций: SKODA Popular Monte-Carlo, Popular 995 Liduška, Popular 1100. Увы, началась Вторая мировая война и о гражданской технике пришлось забыть. Тем не менее, уже в 1946 завод вновь начинает производство машин. Появляется серьезно доработанная версия Popular с увеличенной колесной базой и более мощным мотором. Правда, имя Popular больше не используют. Теперь у нее другое название – Tudor.


Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня