Skoda Oktavia отмечает 60-летний юбилей

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 15 марта 2019

Компания Skoda, наверное, всегда была передовым форпостом технологий в Восточной Европе.


Начав производство велосипедов и мотоциклов в 1895 году, механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент через 10 лет решились на выпуск первых автомобилей. Модельный ряд был довольно большим – крохотная, по американским, или даже западноевропейским понятиям, фирма производила как обычные машины, так и представительские лимузины. Все они отличались надежностью и, самое главное, инновациями, о которых их более крупные конкуренты могли тогда только мечтать. И пусть после вхождения Чехословакии в социалистический лагерь стало вовсе не до инноваций, тем не менее, инженеры фирмы продолжали дело, начатое их предшественниками. В январе 1959 года, 60 лет назад, из ворот предприятия выехала совершенно новая машина, с именем Oktavia. Своим именем она была обязана латинскому слову «octavia», что в переводе означает «восемь».

При чём тут цифра 8? Дело в том, что автомобиль стал восьмой по счету моделью, выпущенной после Второй мировой войны. Кроме того, он оказался восьмым в истории чешского бренда автомобилем, оснащенным инновационной независимой подвеской. Кстати, первые модели появились задолго до этого – в 1933 году. Страна была небогатой, поэтому двухдверный вариант (а именно в таком кузове её и создавали художники) собирался на конвейере в Млада-Болеславе, вместе с предшественниками Skoda 440 и Skoda 445. Вернемся к Oktavia, под капотом автомобиля установили надежный четырехцилиндровый двигатель, объемом 1,1 литра, который, конечно, не мог похвастать высокой мощностью, он имел отдачу в 40 лошадей.

Привод был задним, коробка –механической. Но при этом, довольно крупный автомобиль легко разгонялся до 110 километров в час, а расходовал при этом лишь 7 литров бензина, что неплохо, даже по современным меркам. Весь секрет таился в эффектном и, самое главное, обтекаемом кузове. Чехи умудрились даже наладить поставки модели в капиталистические страны – правда, туда поставлялись машины с большим объемом мотора, большей мощностью, и приставкой Super. Забавно, но спрос на этот продукт из «соцлагеря» рос. Да так стремительно, что, потакая «буржуям», через год после появления машины, в Женеву, на автосалон, привезли версию Touring Sport (TS). Ее оснастили пятидесятисильным мотором, а «максималка» была увеличена до 130 километров. Для еще большей популяризации, чехи выставили модель на престижное ралли Монте-Карло, и, как бы это ни показалось странным, попали в точку. Дебют ознаменовался «хет-триком»: модель побеждала здесь в своем классе в 1961, 1962 и 1963 годах.

В сентябре 1960 года в Брно публике представили универсал Octavia Combi. У нее была одна особенность: багажник имел не цельную дверь, а разделенную по горизонтали. То есть она была двухстворчатой, и нижняя часть могла стать столиком для пикника. Жизнь модели, увы, была недолгой. На конвейере она простояла до декабря 1971. Дело в том, что западный мир, с его передовыми технологиями, шел вперед, и Octavia больше не могла конкурировать с лучшими западными образцами на рынке. Ей на смену пришла знаменитая машина Skoda с индексом 1000/1100 MB, с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой. Вплоть до 1992 года о модели все забыли. Возродилась она лишь после вхождения Skoda в Volkswagen Group. Интересная деталь: на машину 1959 года обратили внимание не только в Европе, но и… в Новой Зеландии. Там стали выпускать ее полноприводный вариант – Trekka. Так что, первый кроссовер появился задолго до модели Yeti.

Расписание эфира на сегодня