Создана система распознавания выбоин и уменьшения последствий от попадания в них

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 09 июля 2018

Наверное, каждый автомобилист сталкивался с ситуацией, когда на дороге неожиданно появляется выбоина и времени для маневра просто не остается. Если яма небольшая и скорость невысока, то можно избежать ДТП. Правда, можно повредить колесные диски и сами шины, или, что еще хуже детали подвески.


Вот сухие цифры статистики. В России, с января по май 2018 года, произошло более 25-ти тысяч аварий, основной причиной которых стало неудовлетворительное состояние дорожной сети. И это только по статистике ГИБДД, а о скольких случаях мы попросту не знаем! Кстати, как следует из глобального доклада Всемирного экономического форума за 2017-2018 год, посвященного конкурентоспособности мировых экономик, Россия по качеству дорог занимает 114-е место из 137, между Бенином и Казахстаном. Но не нужно думать, что в Европе и в Америке таких проблем нет, проблема эта глобальная. В той же Англии и Уэльсе в прошлом году выбоины на дороге ремонтировали в среднем каждую 21 секунду. В Риме, за один месяц текущего года, отремонтировали 50 000 ям. В США, по подсчетам Организации по безопасности движения, ямы на дороге обходятся американским водителям примерно в 3 миллиарда долларов в год, средний счет за ремонт, связанный с наездом на неровность, составляет около 300 долларов. Так что же делать? Ездить со скоростью 20 километров в час? Или вообще поставить свой автомобиль на прикол? Оказывается, выход все же есть. Совсем недавно мне на почту пришел пресс-релиз от компании «Форд», где рассказывалось об инновационном проекте, который разработали подвесочники фирмы. Конечно, это не панацея, но увидеть свет в конце тоннеля можно. На одном из участков 80-километрового трека, автомобили испытывались на специальном тестовом полигоне в Ломмеле, что в Бельгии. Там инженеры собрали и имитировали 100 проблемных поверхностей из 25 стран мира, включая Россию. Далее последовали тесты на дорогах общего пользования, причем использовалось оборудование, которое помогает сейсмологам изучать землетрясения. Как же все это работает? Система защиты от выбоин была создана на базе активной подвески Continuously Controlled Damping (с непрерывно изменяемой жесткостью амортизаторов). Электронный блок управления подвеской, дополненный специальным модулем программного обеспечения, непрерывно отслеживает положение каждого колеса по высоте, движения рулевого колеса и положение дроссельной заслонки. Для этого используются данные с 12 сенсоров, работающих на частоте 500 Гц. Каждые 2 миллисекунды блок управления опрашивает сенсоры и при необходимости мгновенно меняет жесткость амортизаторов. Таким образом, «Форд» создал систему распознавания выбоин и уменьшения последствий от попадания в них.

Смотрите сами, если данные с сенсоров говорят о том, что колесо начало проваливаться в яму, амортизаторы становятся жестче, именно поэтому колесо остается как бы «поджатым» в воздухе и не проваливается в яму на всю глубину. Электронные сенсоры мгновенно распознают момент начала падения колеса в яму, и колесо при попадании в выбоину практически не касается дна впадины и, как бы, «перепрыгивает» ее. Благодаря этому колесо и шина при выходе из ямы не так сильно бьются о ее край, что делает проезд неровностей более комфортным для пассажиров и уменьшает нагрузку на подвеску. При проезде ямы передними колесами, задние подготавливаются к неровности заблаговременно, что дополнительно защищает их от удара. Все это происходит в считанные доли секунды. Во время тестирования системы защиты от выбоин, машина проезжала по ямам с мячиками для пинг-понга на дне, и они оставались целыми – результат, недостижимый для автомобиля с обычной подвеской. Здорово, что подобная система будет установлена не только на флагманские модели, но и на «Фокус» последнего поколения. Как только подобная система появится в России, я обязательно протестирую ее.



Расписание эфира на сегодня