Уникальный грузовик ГАЗ-53

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 29 октября 2021

В СССР любили приурочить что-либо к какому-нибудь юбилею или дате. Причем, это касалось всего на свете, в особенности, юбилеев Октябрьской Революции или съездов КПСС.


После нового 1961 года, страна победившего социализма жила в ожидании XXII съезда, на котором прозвучала фраза, сказанная Никитой Хрущевым - «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». На съезде будет принят и Кодекс строителя коммунизма. С 1965-го должны были отменить вообще все налоги. А сам Коммунизм должен был наступить в 1980-м. Развенчание культа личности, начавшееся еще на ХХ съезде, получило продолжение. Тело Сталина вынесли из мавзолея, а памятники ему снесли. Как мерило того, что государство полностью оправилось от наследия Второй мировой войны, стало и строительство в Кремле Дворца съездов. Построили и самую крупную и мощную гидроэлектростацию в мире - Волжскую ГЭС.

В Ростове-на-Дону изготовили новый комбайн СК-4. Завод «Красное Сормово» рапортовал о строительстве нового судна с подводными крыльями - 300-местного Спутника. А вот соседи предприятия, ГАЗовцы, долго ломали голову, что же такое подарить партии и правительству. Долго придумывать им не дали - просто спустили директиву из министерства, и наказали выпустить к октябрю 1961-го новый среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Брать на себя невыполнимые обязательства никогда не стоит, так вышло и в этот раз. Мало того, что новый восьмицилиндровый бензиновый силовой агрегат для машины сделать на Заволжском моторном заводе не успевали, так еще и сами инженеры ГАЗа колдовали с передней подвеской и конструктивно сложным задним мостом. Но съезд партии не за горами, что делать. По принципу « и так сойдет» решили, в качестве подарка преподнести автомобиль ГАЗ-53, с добавочным индексом Ф. Машина получилась сырой, да еще и собранной из того, что было. Задний мост позаимствовали у ГАЗ-51. Мотор поставили от старого грузовика ГАЗ-52, правда, эту «шестерку» форсировали до 80 лошадей, вот откуда взялась литера Ф в индексе.

По логике, машина должна была легко перевозить 3,5 тонны груза, однако на деле, она с трудом везла 3 тонны. Тем не менее, первый автомобиль собрали в сентябре, а прямо перед началом съезда КПСС, из ворот выехала первая партия изделий. Дитя получилось мертворожденное. Его не любили и не особенно жаловали как сами водители, так и автоколонны. Не то, чтобы он ломался, просто задач, перед ним поставленных, не выполнял. Мотор Заволжские инженеры смогли сделать и запустить в производство через два года, то есть в октябре 1963, а свое законное место в чреве «газона» он занял в 64-м. Интересно, что помимо силового агрегата в ГАЗ-53 ничего нового не было. Новый, принципиально отличающийся по конструкции грузовик, появился еще позднее - в 1965-ом, и именно его по праву можно считать настоящим ГАЗ-53, правда на заводе к индексу прибавляли еще и литеру А. Впрочем, об этом я расскажу в другой раз. Следите за эфиром. Но вот история рождения самого автомобиля, на мой взгляд, поучительная. И лишний раз демонстрирует всю нежизнеспособность системы, существовавшей в нашей стране семьдесят долгих лет.


Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня