«ЗИЛ-118» – родоначальник целого семейства машин

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 14 августа 2019

Говоря об отечественном автопроме, мы должны учитывать, что он всегда плёлся в арьергарде мирового.


Все основные заводы были созданы по лицензии, а плановая экономика и постоянное отсутствие средств, сводило на «нет» любые старания конструкторов, инженеров и дизайнеров. Но есть один автомобиль, который должен был стать не просто прорывом, а родоначальником целого семейства машин. Увы, этого не произошло. А ведь в первый раз за всю историю страны, мы действительно могли доказать миру, что наша техника может быть не хуже, а лучше западной. Впрочем, давайте по порядку. Мы перенесемся во времени, в Москву, на завод ЗИЛ. Идет 1959 год, элитное подразделение предприятия празднует победу, ведь новый представительский лимузин ЗИЛ 111 получил признание в Европе: его наградили в Брюсселе специальной грамотой.

Однако сотрудникам спецотдела почему-то совсем не весело. Ведь теперь там делают только представительские машины. А раньше мощности были задействованы для производства ЗИС 110 для такси и скорой помощи. Персонал отделения загрустил. Они могли попросту лишиться престижной и высокооплачиваемой работы. Это касалось как инженерного состава, так и рабочих. Ведь спрос на новинку был не велик и себестоимость ЗИЛа зашкаливала.

И если раньше производственные издержки можно было снизить за счет изготовления таксомоторов и скорых, то теперь такое количество сотрудников было просто не нужно. И тут, в КБ, где было много молодых специалистов, возникает идея - создать на шасси 111-го вместительный автобус. Это позволило бы избежать массовых увольнений и полностью загрузить производство. Несмотря на то, что ни денег, ни разрешения начальства на это не было, работа над автобусом закипела. Возглавил группу Николай Гринчар . Говоря «автобус», я выражаюсь не совсем правильно. Ведь, несмотря на исполинские размеры донора, лимузин ЗИЛ 111 всё же был легковым автомобилем, и проект никак не мог стать полноразмерным представителем общественного транспорта.

А значит, и модель вагонной компоновки, должна представлять собой некий симбиоз автобуса и легковушки, сейчас бы его назвали микроавтобусом. Но тогда такого понятия не было. К 1962 году первый ходовой образец был готов. Создатели нарекли его «Юность» - видимо, намекая на свой возраст. Автомобиль получился очень красивым, элегантным и заметным. С какой любовью они сделали боковые зеркала заднего вида, похожие на бумеранг. Что касается техники, то тут всё было просто. Рама - от носителя ЗИЛ 111, от него же дефорсированная «восьмерка», расположенная по правую руку от водителя, двухступенчатый «автомат» и гидроусилитель рулевого управления.

Передняя подвеска была независимой, со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя - на более мягких рессорах, была зависимой. Это обеспечивало плавность хода не хуже, чем у правительственного лимузина. Что касается салона, то его тоже сделали не кустарно. Огромная площадь остекления, большая часть крыши - из тонированного пластика. Был даже огромный люк в крыше. Машину явно заметили «наверху», а иначе как объяснить тот факт, что СовМин выделил средства на подготовку серийного производства? Сам премьер Хрущев назвал его «народным автомобилем». Ведь на базе «Юности» можно было делать не только пассажирские варианты, но и лаборатории, машины скорой помощи (их потом даже изготовили в количестве двух штук - обе обслуживали Кремлевскую больницу), даже в качестве такси можно было использовать эту машину.

В 1967 году «Юность», или, согласно заводскому обозначению «ЗИЛ-118» везут в Ниццу - он очаровывает буквально всех, и завоевывает 12 наград, и этот рекорд не смогла повторить ни одна отечественная разработка. Но конец у этой истории печальный. Денег, несмотря на предложения американцев и европейцев, на серийное производство так и не нашлось. А передавать лицензию «загнивающим капиталистам» не могли: секретность. Еще бы, основой-то для «Юности» служил правительственный автомобиль. По разным данным, их сделали от 18 до 20 штук, и на этом производство забросили. Однако микроавтобусы, подобные «Юности» стали делать на западе и идеи группы Николая Гринчара получили всё-таки своё продолжение. Жалко только, что уже не в нашей стране, а за рубежом.


Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня