Забытые концепты УАЗ: УльЗиС-НАТИ-253

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 26 октября 2021

Когда начинают долго и нудно рассуждать об отечественном автопроме, то становится обидно. Ведь по сути своей, его почти никогда не было. За основу любой легковой и грузовой техники всегда брались западные образцы.

ulzis-nati-253_opytnyj.jpg
Нет, конечно, отечественные инженеры творили и придумывали много интересного, но, как правило, до реального производства их проекты не доходили. А жаль. Сегодня я расскажу о машине, которую создавали совместными усилиями специалисты УльЗИС (так назывался в 1941 году УАЗ) и НАТИ. Этот прототип грузовика часто называют ЗИС или ЗИЛ, но справедливости ради, стоит сказать, что к проекту 253 Московский завод не имел ровным счетом никакого отношения. В 1943 году вышло постановление Наркомата о том, что необходимо разработать и произвести грузовик с дизельным силовым агрегатом для послевоенного производства - уж очень нужна была такая машина народному хозяйству. Поскольку в Ульяновске не было достаточного количества инженеров, мотористов и подвесочников, основная разработка пришлась на долю НАТИ. Возглавил техническую группу Александр Александрович Душкевич, а вот за дизайн кабины отвечал Юрий Аронович Долматовский.
ulzis-nati_253_opytnyj_1.jpeg
Да, именно он принимал участие в разработке Победы и 21-й Волги. Но сейчас, находясь в эвакуации в Ульяновске, должен был придумать кабину для грузовика. Эта машина, наверное, впервые не была точной копией западной техники, и не разрабатывалась по купленной лицензии. Это был проект, созданный с нуля советскими автомобилестроителями. Необычным было всё: кабину было решено выдвинуть вперед, таким образом, увеличивалась площадь погрузочной платформы, при этом она не обладала внушительными габаритами, а это, прежде всего, сказывалось на удобстве маневрирования. Но самой интересной деталью стал двигатель. Да, за основу приняли дизельный мотор GMC, но группа инженеров решила сделать его не четырех, а трехцилиндровым. На динамику это не повлияло, а вот по показателям экономичности он точно был лучше. Коробка, рама, мосты - всё сделали самостоятельно, а не копируя других.
ulzis-nati_253_opytnyj_1_1.jpeg
При разработке кабины вдохновлялись американским Studebaker, но сделали ее трехместной. Больше того, невиданное дело, кресло водителя можно было отрегулировать. В 1944 был полностью готов первый опытный образец. Через год свет увидела вторая, более совершенная машина. Были даже проведены первые испытательные пробеги из Ульяновска в Москву и обратно. 253-й привезли на выставку в Сокольники. Казалось, что судьба грузовика предопределена, и его ждет большое будущее – ведь он по многим параметрам превосходил всю довоенную технику, и обладал массой преимуществ. Однако на самом верху решили иначе. В политбюро ЦК было принято эпохальное решение, поставившее жирный крест на проекте. УАЗ решили перепрофилировать. И впервые в Советской истории автомобилестроения, завод, являвшийся филиалом ЗИС, стал неожиданно дочерним предприятием ГАЗ. В Кремле решили, что заморачиваться с новой разработкой смысла не имеет - проще наладить на мощностях завода производство проверенного временем и простого в техническом плане ГАЗ ММ.

Было решено начать производство на Новосибирском автомобильном заводе НАЗ, но он так и не был построен. А ведь планировалось, что завод станет выпускать технику в количестве 100 тысяч единиц в год, и полностью удовлетворит потребности Сибири в грузовиках. Всё это осталось на бумаге - НАЗ не построили ни в 40-м, ни в 45-м. Так, перспективный проект УльЗИС-НАТИ, благополучно похоронили. А потом в Москве наладили выпуск совсем другой машины, получившей имя ЗИС -150.


Фото: autowp.ru