ЗиЛ-4102– автомобиль для последнего президента СССР

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 21 октября 2021

11 марта 1985 года на заседании Политбюро ЦК КПСС тогдашний министр иностранных дел СССР Андрей Громыко выдвинул на пост Генерального Секретаря партии Михаила Горбачева.


Кандидатура была одобрена единогласно. В тот момент никто не знал, что Михаил Сергеевич станет не только последним генсеком трещащей по швам страны, но и её первым президентом. А пока достаточно молодой лидер компартии решается на невиданные преобразования. Появляются новые термины: «перестройка», «гласность» и «ускорение». В стране заговорили о реальной демократии и многопартийной системе. И, конечно же, новый лидер пытался всеми силами доказать людям и всему мировому сообществу, что он более открыт для общения, чем его предшественники. Угрюмые и монументальные автомобили ЗИЛ-4105, на которых передвигалась тогда верхушка страны, этому имиджу не соответствовали, поэтому было решено несколько модернизировать машину или даже выпустить что-то новое. К 1988 году в шестом цехе «Завода имени И.А. Лихачева» изготовили два принципиально новых образца лимузинов, получивших индекс 4102. Чем же они отличались от предшественников? Впервые за всё время существования этих представительских «дредноутов» было принято решение отказаться от рамы - кузов у машины стал несущим. Поскольку инженеры предприятия такого опыта не имели, то постараться им пришлось изрядно.

Необходимо было продумать идеальное соотношение кузовных панелей, дабы избежать вибраций. Это «спецам» удалось. «Ноль второй» получился длиннее «Волги» ГАЗ-24 на 50 сантиметров, но легче своего предшественника на 500 килограммов. Что, конечно же, не могло не повлиять на динамику и управляемость. Для снижения веса были также впервые использованы такие материалы, как стеклопластик. Капот, крышка багажника, пол и бамперы были изготовлены из него. Исполинская «восьмёрка», объемом семь с лишним литра, имела отдачу в 315 лошадей, и разгоняла 4102 до сотни за 10 секунд. Снизился и расход топлива. Автомобиль был четырехместным, привычные для такого рода машин «страпонтены» (это откидные сидения для охранников) отсутствовали. Массивные подлокотники как бы делили интерьер на две половины - пассажиры располагались по краям салона. Присутствовали электрические стеклоподъемники, климатическая установка, кассетный магнитофон, проигрыватель компакт-дисков, бортовой компьютер и даже синтезатор речи (то есть нашим специалистам удалось сделать голосовое управление).

Что касается дизайна, то тут всё было еще интереснее. В 1986-ом на завод привезли Rolls-Royce Silver Spirit. Кстати, это первый «ройс», имеющий впрыск топлива, и машина, у которой знаменитая статуэтка Spirit Ecstasy (дух экстаза) стала убираться в радиаторную решетку. Так вот, привезли его именно в качестве образца. Правда живой «зиловский» экземпляр на породистого англичанина похож не был. Отечественным художникам скорее пришелся по вкусу американский Cadillac Fleetwood Limusine. Хотя советский лимузин вышел всё равно ни на кого не похожим: с очень низкой плечевой линией, покатым лобовым стеклом и рубленными передней и задней частью. Машин было сделано две. Одна в золотом цвете, вторая - в черном. Предполагалось, что обе машины достанутся чете Горбачевых. Вот только по какой-то причине эти машины генсеку не понравились. И о них все, кстати, совершенно незаслуженно забыли. Интересна судьба прототипов. Золотую машину я видел на выставке, посвященной 90- летнему юбилею Гаража Особого Назначения, а вот черный лимузин, говорят, не сохранился, не смогли его уберечь. Обидно, ведь это были, пусть и собранные вручную, но довольно интересные экземпляры. Глядишь, чуть доработав эти ЗИЛы, и на многомиллиардный проект «Кортеж» тратиться бы не пришлось.

Расписание эфира на сегодня