Тибетский связной. 2-я часть

Выпуски программы «Российские экспедиции» / 04 октября 2016

В ноябре 1889-го года из монгольской Урги выходит караван буддистских паломников. Через сухие степи, горные перевалы, пустыню Гоби, преодолевая смертельные опасности и непогоду, 9 месяцев они добираются до своей цели – столицы Тибета Лхасы.

До самого закрытого города мира. Среди путников находится специальный политический агент азиатского департамента Министерства иностранных дел Российской Империи, посланник Русского географического общества Гомбожаб Цыбиков.



                                                                                                                         1 часть

Программа создана при поддержке Русского географического общества

«Версты 4 не доезжая до Лхасы мы встретили одного монгольского ламу, вышедшего навстречу монгольским паломникам. Он был послан, по обычаю, халхаским мицаном монастыря Брайбуна для указания богомольцам квартир знакомых. Услыхав о приезде бурят от прибывших в город, бурятский лама Гончок встретил меня со спутниками за городом и, осведомившись о моей родине, повёл к земляку моему Данпэлу Суходоеву, у которого я и остановился. Пройдено за этот день было 20 вёрст». (Из отчёта Г. Цыбикова Русскому географическому обществу).

   Оказавшись в столице Тибета, Цыбиков приступил к основной задаче – сбору самых различных сведений: от лингвистических индивидуальностей тибетских наречий, до социально-бытовых условий жизни рядовых лхасцев…

«В столице далай-ламы насчитывают до 10 тысяч постоянных жителей, большинство коих по племенному составу, конечно, тибетцы, а по половому различию не менее 2/3 приходится на женщин. Тибетцы именуют себя «бодпа», каковое, однако, относят только к жителям провинции Уй, жителей же других местностей принято называть по собственным названиям провинций, а для более точного определения — и по названиям отдельных уездов» (Из отчёта Г. Цыбикова Русскому географическому обществу).


В запретном городе Гомбожаб Цыбиков проведёт почти год. Выясняя политическую и экономическую обстановку, составляя точные географические описания местности…


«Направление больших улиц Лхасы с севера на юг и с востока на запад. При этом большинство улиц кривы, узки и грязны. Дома из сырого кирпича. Нижний этаж у многих из каменных плит, а у богатых — из тёсаного камня. Квартиры состоят из двух комнат: кухни (по-тибетски – рунхан) у самого входа и горницы (по-тибетски – симхан, то есть «спальни»). Квартиры ради экономии места устраиваются тесными. Зато и плата невелика. Например, за квартиру в две квадратных сажени в нижнем этаже платится приблизительно 10 тибетских монет (2 рубля на наши деньги), я же лично платил 40 монет в год за квартиру в две комнаты, пространством по 4 квадратной сажени каждая» (Из отчёта Г. Цыбикова Русскому географическому обществу).


«4 февраля 1901 года я пришел на поклонение к ТхуптЭн ГьяцО - Далай-ламе 13-му. Владыка принял от меня дарственный платок – хадАк, и благословил, коснувшись свою правую руки к моему темени. Затем он положил мне на шею связанный из шёлковой материи узелок. Это охранительный талисман, освящённый дуновением после прочтения особого заклинания. Из всех паломников, бывших на приёме, охранительный талисман получил только я» (Из записок Г. Цыбикова).


«Тибет – это больше чем название, больше чем место на карте и даже больше, чем центр мирового ламаизма. Мы говорим «Тибет» – подразумеваем «тайна», «чудо», «мистика». Тибет в нашем рациональном материалистическом мире остается едва ли не последним заповедником духовности» (Из записок Г. Цыбикова).

Отправляясь по заданию Русского географического общества в Тибет, Гомбожаб Цыбиков получает от офицеров Генерального штаба военного ведомства специальный фотоаппарат, встроенный в буддистский молитвенный барабан. Это «Self-Worker» парижской фирмы ПипОн с объективами-анастигматами Герца и значительным количеством пластинок 6 x 9 «Эмпресс» английской фабрики «Ильфорд». Фототехника того времени весьма примитивна, пользоваться ей непросто, а уж делать это втайне – и вовсе почти немыслимо. Поэтому именно этот этап экспедиции российского учёного оказывается самым рискованным. Если бы тибетцы застали иностранца-паломника за фотосъемкой их святынь, смерть была бы неизбежной и молниеносной. Разглашение сакральных тайн Тибета до сих пор считается у местных одним из самых серьёзных преступлений.

Тибетские фотографии Цыбикова воистину уникальны. После завершения экспедиции Русское императорское географическое общество издаст их в специальном подарочном альбоме, который великодушно будет презентовать иностранным коллегам. Это являлось безусловным подтверждением победы в исследовании Тибета и изящной демонстрацией триумфа российской разведки.


Любопытно, но всемирно известный американский журнал «National Geographic» в начале 20-го века фактически был спасён от банкротства благодаря фотографиям Цыбикова. Именно с них начинается ныне хорошо узнаваемый фирменный стиль прославленного издания – фоторепортаж, снятый по особому стандарту: надо снимать либо то, что до тебя никто не снимал, либо так, как никто не снимал. Документальная правда из самого сердца Тибета – Лхасы практически моментально поднимает тиражи журнала и делает его невероятно популярным среди миллионов читателей. И лхасские снимки российского путешественника были самыми первыми.

На Родину Гомбожаб Цыбиков возвращается через 2 года. В связи с большим политическим интересом, почти все министерства и ведомства внимательно изучают труды экспедиции, стремясь найти им практическое применение. Еще через год, летом 1903, перед членами Русского географического общества звучит доклад отважного исследователя и демонстрируются фотографии Лхасы - запретного города далёкого и загадочного Тибета.


* * *

Программа создана при поддержке Русского географического общества

Logo_RGO.png



Расписание эфира на сегодня