Автомобили Stutz – первые суперкары в истории. Часть 2

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 30 апреля 2021

В прошлом выпуске я начал рассказывать об автомобилях американского производства, которые выпускала мало кому известная компания Stutz. В первом выпуске я отметил, что марка может отмечать свой день рождения дважды. Сегодня расскажу, почему. После процедуры банкротства в 1937 она перестала существовать, однако была возрождена в 1968, и формально продолжает свою работу по сей день, несмотря на то, что даже домен ее сайта продается.


Когда банкир Джеймс О`Доннелл решился возродить бренд, он поставил разработчикам задачу - выпускать шикарные автомобили, а именно такими были модели Stutz в годы своего расцвета, которые бы обладали отменными динамическими качествами, и в то же время, имели ни на что не похожий внешний вид. Назвать автомобиль решили Blackhawk. Дело в том, что у Stutz была модель с таким же названием, но ее выпускали всего год, и даже выделили ее в отдельную марку - с нее и начался крах фирмы в 30-х. Но, как видно, для О`Доннелла это препятствием не стало - он не был суеверным человеком. Он приглашает в качестве дизайнера знаменитого Вирджила Экснера. Потом, чтобы уменьшить затраты, договаривается с General Motors о покупке рамы, моторов и автоматических трансмиссий от Pontiac Grand Prix, и едет в Италию. Там он ведет переговоры сразу с несколькими кузовными ателье Carrozzeria Padane из Модены и Carrozzeria Saturn из местечка Кавалермаджоре, что близ Турина.

Однако за разработку кузова они взяться отказались, но вот сборку на своих мощностях обеспечить могли. Что делать? О`Доннелл обращается в ателье Ghia, и те берутся сделать прототип. Он обходится в 300 тысяч - деньги безумные, даже по сегодняшним меркам, а, напомню, на дворе 1969 год. Но как утверждал энтузиаст, О`Доннелл их вскоре удалось бы вернуть. И вот, в январе 1970-го, Stutz Blackhawk презентуют с большой помпой в самом центре Манхеттена - в шикарном отеле Waldorf Astoria. Огромное, даже по моде тех времен купе, оснастили круглыми фарами. Трубы выхлопной системы вывели наружу, запасное колесо разместили в крышке багажника, а в его ступицу вмонтировали люк заправочной горловины. На изготовление каждой машины тратилось 1400 часов работы: все модели делались исключительно вручную. Огромный мотор в 7,5 литров и мощностью 425 лошадиных сил разгонял этого «монстра», весящего почти 2500 тонны, до 210 километров в час. Расход топлива достигал 30 литров на сотню. Но кому из будущих владельцев это было интересно? Самое важное таилось внутри салона.

Интерьер изобиловал позолотой (24-х каратное покрытие), в отделке использовалось красное дерево - орех или клен. Сидения были выполнены из кожи ягненка, в задней части располагался бар с напитками и холодильником. Можно было заказать даже мобильный телефон или рацию. В ступицу рулевого колеса можно было встроить часы из золота, были прикуриватели для сигар, а коврики для пола делались исключительно из шкурок норки. Что до техники, то и тут постарались. Датчик света, поворотные фары, двухзонный климат контроль, амортизаторы с регулировкой жесткости, круиз-контроль, центральный замок и даже дифференциал повышенного трения в заднем мосту. Кстати, первые машины использовали шины с очень жесткой боковиной не боящиеся проколов, сегодня известной как технология Runflat. Стоимость была заоблачной - 22500 долларов (для справки, самый дорогой Cadillac стоил тогда 7000), и её потом неоднократно повысят.

Однако покупатели нашлись. За второй экземпляр (на первом ездил сам О`Доннелл) сражались Элвис Пресли и Френк Синатра. Среди владельцев были Элтон Джон, Пол Макартни, Аль Пачино, Джерри ли Льюис, Джонни Кэш, Мохаммед Али, Том Джонс, Барри Уайт и Билли Джоэл. Однако самую большую коллекцию собрал шах Ирана - у него их было 10. С 71-го по 87-й выпущено около 600 единиц моделей шести поколений, в кузовах купе, седан и кабриолет. Увы, за шестнадцать лет модель так и не стала приносить прибыль, уж слишком дорогостоящим оказалось производство, и предприятие пришлось закрыть. Автомобили постоянно поднимались в цене, да и мода на вычурность прошла. Привлечь потребителя позолотой и натуральным мехом стало проблематично. Жаль, но все попытки Джеймса О`Доннелла возродить марку из пепла, словно Феникс не удались. Так и закончилась вторая жизнь компании Stutz. Одно радует, оставшиеся автомобили находятся в надежных руках коллекционеров, и их аукционная стоимость приближается к миллиону долларов. А значит, их удастся сохранить для потомков.



Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня