Damsels of Design: история первых женщин-дизайнеров General Motors

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 20 октября 2021

Современный мир сильно отличается от того, что был еще пятьдесят-шестьдесят лет назад. Сегодня никто не удивляется, что на выборах в США побеждает афроамериканец, что во многих профессиях стерты гендерные грани, и мир избавляется, в большинстве своем, от границ.


А еще недавно, в 50-е годы двадцатого столетия, об этом и подумать было нельзя. Вспомнил я о стертой грани между мужчинами и женщинами вовсе не случайно. Ведь в тех же пятидесятых для женщин существовал негласный запрет на некоторые профессии. В частности, если говорить о промышленном дизайне, то двери для девушек в него были накрепко закрыты. Занимайтесь украшательством сада и интерьера, одежду шейте – нет проблем, а вот к автомобилю мы вас и на пушечный выстрел не подпустим. Но все изменил величайший законодатель автомобильной моды, талантливый художник и великолепный организатор Харли Эрл. Человек, буквально фонтанировавший идеями, однажды задумался над тем, что влияние женщины при покупке любого автомобиля выходит в обществе на первый план. И семь из десяти машин покупаются именно с подачи и по совету дам.

А раз так, то почему бы не пригласить художниц, чтобы они привнесли в дизайн автомобилей нечто новое. Он даже название придумал для этой группы – Damsels of Design (можно перевести как «прелестницы дизайна»). Хотя первая сотрудница центра стиля GM появилась там гораздо раньше, еще в 1943 году. Это была Хелен Ротер. Она проработала в корпорации четыре года, а потом основала собственную компанию, и занималась интерьером автомобилей для фирмы Nash. Об Эми Стэнли, пришедшей на работу в центр в 45, вообще никаких сведений не сохранилось. Крупнейший производитель автомобилей уж очень стеснялся факта, что в его стройные мужские ряды неожиданно затесались женщины. Эрл изменил всё: он самостоятельно отобрал лучших выпускниц, закончивших факультет промышленного дизайна в институте Пратта.

И вот, в пятидесятых, команда была собрана. Каждой девушке было поручено отдельное направление в разных брендах: Chevrolet, Buick, Cadillac, Oldsmobil и Pontiac. Девушки работали над каждым элементом интерьера: сидения, двери, ведали цветовой палитрой и детализацией. В общем, над всем, кроме приборной панели. Тут великий Харли Эрл не подпускал никого. Кстати, это была не вся группа, отобранная мастером, было еще четыре выпускницы, которые стали сотрудницами бюро Frigidaire, и занимались разработкой дизайна кухонь и бытовой техники, поскольку эта фирма до 1979 года входила в состав General Motors. К 1958-му состоялась первая автомобильная выставка Damsels of Design, где сотрудницы представили все свои наработки. Девушкам поручили не только придумать и улучшить интерьеры машин, но и оформить саму выставку.

Это, скажу я вам, было нечто. Машины стояли на белых кругах в окружении горшков с цветами, купол круглого шоу-рума был обтянут белым шелком, а разноцветные колонны оживали, стоило только включить полный свет. При этом само помещение наполнялось щебетанием птиц – организаторы арендовали девяносто канареек, и пернатые пели и переговаривались друг с другом. Что же еще показали девушки на этой выставке? К примеру, Corvette от Рутт Глени имел четыре комплекта чехлов, на все времена года, и первые в истории GM убирающиеся в стойки ремни безопасности. Пэгги Зауэр показала огромный универсал Oldsmobil Fiesta с приставкой Carousel, задний диван которого был приспособлен для перевозки детей. Он напоминал игровую комнату, с полочками, кармашками и досками для игр.

Сюзанна Вандербильт интегрировала в Cadillac Eldorado телефон и встроенный блокнот в подлокотник. Джанет Линдер разработала систему чемоданов с обивкой под интерьер машины. Сандра Лонгийр придумала, как оптимально использовать автомобиль для пикников, а Марджоржи Форд Полман, разместила в салоне зонтики и диктофон. За время своей работы девушки придумают еще много интересного, и всё это с успехом будет запущено в производство. Вот такая прекрасная история!


Фото

Расписание эфира на сегодня