Фредерик Паттерсон – первый чернокожий автопроизводитель в США

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 22 октября 2021

К концу девятнадцатого века промышленная революция захватила все страны. Производство постоянно наращивалось, на смену паровым машинам стали приходить бензиновые и дизельные.


Фото: greenfieldhistoricalsociety.org

Главным средством передвижения становились не повозки, а автомобили и паровозы. Так называемые «самобеглые коляски» делали чуть ли не в каждом городе, и многие компании, возникшие в то время, канули в небытие. Однако, одна фирма (пусть и просуществовала она недолго) навсегда останется в летописи автомобильной истории - это компания Patterson-Greenfield Automobil. Почему, спросите вы? Дело в том, что за всё время существования автомобилестроения, это была единственная марка, созданная афроамериканцем. Впрочем, давайте по порядку. В южном Огайо, в городе Гринфилд, на рубеже веков был построен завод по производству вагонов и конных экипажей - назывался он JP Lowe & Company. Джеймс Лоу, его владелец, нанял своим «замом» некоего Чарльза Паттерсона.

Ну, нанял и нанял, скажете вы, что в этом такого? Дело в том, что это был довольно смелый шаг. Лоу пришлось наплевать на расовую сегрегацию и мнение окружающих. Паттерсон был афроамериканцем, да ещё и рожденным рабом. Я не представляю, каких усилий ему стоило в то время пройти путь от подмастерья до инженера-механика. Дела у компании шли настолько хорошо, что Лоу продал свою долю Чарльзу, и отошёл от дел. А наш герой переименовывал компанию в CR Patterson & Son, и продолжил дело своего бывшего нанимателя, причем довольно хорошо - люди забывали, какой цвет кожи у владельца, и покупали качественную продукцию. После смерти основателя, дела переходят к сыну Чарльза - Фредерику. И в 1914 возникает новый автопроизводитель - Patterson-Greenfield Automobil.

Фото: drive2.ru

Машина, получившая название Patterson-Greenfield, была довольно продвинутой для своего времени. Двигатель Continental развивал мощность 30 лошадиных сил, у неё был электростартер, два типа кузова (открытый пятиместный и купе) и даже система вентиляции салона, переднее стекло было раздельным и обеспечивало приток воздуха. Цена также была стандартной для того времени - 850 долларов, вполне конкурентная, и сравнима со стоимостью «Жестянки Лиззи» Ford T. С той лишь разницей, что Model T продавался по всей Америке, а продукция Patterson-Greenfield в основном распространялась по сопредельным со штатом Огайо территориям.

И, конечно же, рекламу Фредерик Паттерсон размещал в изданиях для темнокожих жителей США. Особой «фишкой» стало то, что он стал приглашать потенциальных клиентов на свой небольшой завод, где они могли проследить за всеми этапами создания именно их автомобиля. Сколько машин было собрано и продано - остается тайной и по сей день. По некоторым данным, клиентам было отправлено 150 автомобилей, но скорее всего эта цифра завышена, и я склонен думать, что 30 машин - более реальный показатель. Уж слишком мало было темнокожих жителей в США, которые могли позволить себе личный транспорт. Поняв, что много на этом не заработать, предприимчивый Фредерик перепрофилирует деятельность и меняет название на Greenfield Bus Body Company.

Фото: greenfieldhistoricalsociety.org

Как и его отец, Фредерик Паттерсон решает производить именно кузова, но уже не для конных выездов, а для грузовиков и автобусов. Он использует шасси очень популярных в то время GM и Ford. А его продукция продается настолько хорошо, что ему начинают заказывать школьные автобусы, причем он становится чуть ли не эксклюзивным поставщиком учебных заведений в штатах Кентукки, Огайо и Западной Вирджинии. К большому сожалению ни один из автомобилей, автобусов и грузовиков до наших дней не дожил. Есть только рекламные плакаты, печатные издания и фотографии. Но всё равно, за более чем 130-летнюю историю автомобилестроения, именно Паттерсон стал единственным темнокожим производителем этой техники.

Расписание эфира на сегодня