А знаете ли вы, что крупнейших шведский производитель грузовиков, автобусов и судовых двигателей Scania родился более 120 лет назад благодаря слиянию двух компаний — Scania и Vabis. Нет? Тогда предлагаю сегодня осуществить небольшое путешествие во времени.
Мы отправляемся в Швецию конца XIX века. И прибудем в город Сёдертелье, где фирма Vabis производит свои знаменитые железнодорожные вагоны. Смотрите, как они элегантны: вытянутые, словно сигара, тендеры с огромными стеклами и покатыми крышами буквально притягивают взгляд. Усядемся же в салон и отправимся в Мальмё, где, я слышал, производят отменные велосипеды. Этим занимается компания Scania. В качестве эмблемы она избрала мифического грифона (он должен защитить от невзгод, и подчеркнуть географическую принадлежность, так как был взят с герба провинции Сконе), есть в знаке и шестеренка от велосипеда.
По дороге, разговорившись с попутчиком, я узнал, что небольшая компания Vabis была зарегистрирована в 1891 году. И, что начав выпускать вагоны, а с развитием железных дорог конкуренция на рынке возросла и довольно сильно, руководство приняло решение освоить новую сферу деятельности — автомобиль. Уже к 97 году девятнадцатого века был создан первый шведский прототип Vabis A-car. Инженер Густав Эриксон разработал машину, которая работала на масле, а для воспламенения смеси в цилиндре он использовал не привычную в то время систему с трубками накаливания, а искровую систему. Мой собеседник также сообщил, что в 1902 году появился даже первый грузовик Vabis с двенадцатисильным мотором и двухступенчатой трансмиссией. Но, мы кажется пребываем в Мальмё. Поблагодарив собеседника, поспешу к зданию, где находятся цеха компании Scania. Пока я осматриваю велосипеды, параллельно беседую со служащим. Оказывается, фирму основали в 1900, и выпускала она английские велосипеды по лицензии. А можно покататься? Конечно же, сказал мне служащий, нет никаких проблем. Но учтите, это хоть и английские модели, но собираем их мы, шведы. Проехав небольшой круг, я был поражен отменным качеством двухколесной машины, ее прочностью, надежностью и устойчивостью. Пожалуй, я возьму себе такой. Служащий похвалил мой выбор, и неожиданно сказал, а вы знаете, что мы делаем и мотоциклы? Нет, ответил я. Тогда приходите завтра, сказал мне мой новый знакомый. Мы покажем кое-что интересное.
Следующий день выдался солнечным, что довольно редко в Мальмё. И уже ровно в девять утра я был у ворот предприятия Scania. Меня проводили внутрь, и о чудо, позволили проехать на мотоцикле. Но главной новостью стала презентация машины созданной Антоном Свеннсоном и Рейнгольдом Торссином. Их подход к конструированию намного опередил своё время. Мотор они решили расположить под сидением водителя, то есть мы имеем дело с первым бескапотником. И тут я вспомнил своего собеседника по поезду, который рассказывал мне про Vabis. Выходит, что к созданию первого полуторатонного грузовика и Vabis, и Scania подошли одновременно. Вот это да.
Использованы материалы из книги "Скания. Век второй", Круглов, Л.; Ильина, Л.
Фото:media.scania.com/fotoweb/