История крупнейшего шведского производителя грузовиков - Scania. Часть 2

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 14 января 2020

В прошлом выпуске я начал рассказывать о шведской компании Scania, которая образовалась в результате слияния двух фирм Vabis и Scania. Я пообещал сходить в архив, чтобы найти интересующие меня документы.

Выполняю обещание, и продолжаю свой рассказ. Вы знаете, я обнаружил, что Scania тесно связана с Россией. Первым клиентом марки в 1908 стала Уральско-Каспийская нефтяная компания, которая закупила для своих нужд несколько лимузинов.

scania_history214.jpg

         Используя свою машину времени, я перенесусь теперь в 1910. Именно тогда начались переговоры о слиянии двух марок. Дело в том, что шведскими машинами очень заинтересовались за рубежом. А производственных мощностей Scania попросту не хватало. И через год образовалась новая компания, которую назвали AB Scania-Vabis. В первый же год работы из ворот предприятия выехало аж 40 легковых машин, 23 грузовика и даже автобус, по тогдашним меркам числа очень внушительные. В 1913 была создана дочерняя компания в Дании. Фирма теперь делает не только автомобили, но и двигатели для самолётов и судов, параллельно создаются шести и восьмицилиндровые моторы для автомобилей. Уже к началу 20-х, машины Scania-Vabis оснащают электрическими фарами и стартерами.  Продукцию Scania активно экспортируют. И среди стран, закупавших их – Россия, где работало несколько десятков грузовиков и специальных машин на шасси Scania-Vabis. В столице даже была открыта первая ремонтная мастерская Scania-Vabis, прообраз современных авторизованных центров. Банкиры Валенберги, видя огромную перспективу этого бизнеса, решают вложить в него собственные средства, и полностью изменить структуру Scania-Vabis, сделав основную ставку на грузовики и автобусы. Среди инноваций можно назвать карбюраторы собственного производства, приборные панели, отопители салонов и разработку более тяговитых и экономичных дизельных моторов. Кстати, все они использовали модульную конструкцию, что позволяло сократить номенклатуру запасных частей. Эта практика существует и по сей день, и автомобили марки могут решать практически любые задачи.

scania_history175.jpg

Я стал быстро набирать цифры на своей машине времени, чтобы узнать, как можно больше. И вот что я выяснил. Весь путь компании, это постоянная работа над усовершенствованием продукции. Смотрите, уже в конце 50-х во всех грузовиках появляется синхронизированная «механика», усилители тормозов. В 60-х — турбодизели и двухконтурная тормозная система, а также гидроусилитель рулевого управления. В 70-х и 80-х — кондиционеры и автоматические коробки, интеркулеры и электронный впрыск. В 90-х и 00-х – Scania лидер по количеству нововведений в своей продукции. Если попытаться перечислить все инновации, то не хватит и часа.

scania_history142.jpg

 На этом я свое виртуальное путешествие во времени закончу. Ведь я понял одно, за более чем 120-ти летнюю историю, фирма проделала огромный путь. И сегодня Scania выпускает весь спектр грузовой техники различных модификаций. Я даже нашел в каталогах фирмы машины, использующие вместо дизельных двигателей моторы, работающие на природном газе.  И Scania сегодня, одна из немногих компаний, кто поставляет газовую технику в нашу страну. И это не прототипы, а реально работающие образцы, которые не загрязняют окружающую среду.

scania_history189.jpg

Ну что же, пора возвращаться домой. К примеру, уже завтра я расскажу насколько изменились трассы М5 и М7. И насколько они пригодны для путешествий.

Использованы материалы из книги "Скания. Век второй", Круглов, Л.; Ильина, Л.
Фото:media.scania.com/fotoweb/

Расписание эфира на сегодня