Кем был Джон Делориан: история удивительного человека. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 30 сентября 2019

Сегодня я хочу вспомнить о самом загадочном инженере и предпринимателе автомобильного мира. Для многих, сейчас, фамилия Делориан не скажет почти ничего, разве что кто-то вспомнит его автомобиль, который засветился в трилогии Роберта Земекеса «Назад в будущее».


А ведь Делориан мог стать и почти стал, воплощением американской мечты. Он выбился из самых низов, получил массу патентов за свои изобретения, он стал сначала самым молодым президентом Pontiac, а впоследствии ему прочили должность главы всего General Motors. Но он выбрал другую судьбу. Какую? Сейчас расскажу. Однако, для начала, давайте проследим путь этого человека от самого рождения. Джон Захария Делориан родился в Детройте в 1925 году. Сын простого разнорабочего на заводе Генри Форда он рано понял, что, не имея образования, добиться в автомобильном бизнесе чего-либо почти нереально. Джон для начала поступает в Cass Technical Hih School в Детройте и показывает столь высокие результаты, что получает стипендиат в Lawrence Institute of Technology.

Вернувшись в 1945 году со Второй Мировой Войны, Делориан заканчивает это учебное заведение (он совмещал учебу с работой в компании Chrysler), получает степень бакалавра и....вновь поступает, на тот раз в Chrysler Institute, где ему присваивают степень магистра автомобилестроения. Двери третьей по размерам автомобилестроительной корпорации для него открыты. Но он проработает там меньше года.

Перед ним все еще стояла необходимость обеспечивать семью, ведь отец уже умер, а он был старшим сыном и добровольно переложил это бремя на свои плечи. Он переходит в Packard, где ему предложили заработную плату почти в два раза больше. Именно тут он зарекомендует себя как конструктор. Под руководством Фореста Макфарланда он создает автоматическую трансмиссию Twin Ultramatic. Увы, дела у компании шли не лучшим образом, в 1956 ее покупает Studebaker. Делориан уже собирает вещи, как уже буквально на пороге его застает телефонный звонок. Джон решает взять трубку.

Каково же было удивление Делориана, когда на другом конце провода с ним заговорил сам Оливер Келли - вице-президент General Motors - корпорации номер один в мире. Келли не просто позвал его на работу, он предложил занять должность конструктора сразу в пяти подразделениях компании, на выбор самого Джона. Тот отметает пафосные Cadillac и Oldsmobile, останавливается на консервативном Pontiac. Так начинается новая глава в его жизни. Джону повезло: Симон Кнудсен, руководивший подразделением, также был выпускником Lawrence Institute of Technology и взял его под свою опеку. Он сразу становится заместителем главного конструктора и начинает творить. Де Лориан получит более двухсот патентов на свои изобретения, причем, львиную долю именно в Pontiac.

В 1961 он уже главный инженер отделения фирмы, а в 65-м – президент, на тот момент ему было 40 лет. А знаете, что способствовало этому назначению? Успех модели Tempest (о ней я рассказывал) и появление GTO. Он даже не стал спрашивать позволения у совета директоров и просто установил в моторный отсек машины среднего класса огромный мотор, выдав его за опцию. Так компания, которую собирались закрывать в 1956, к 1964 году стала самым успешным подразделением GM. Рискнув один раз, он продолжил рисковать, все к чему он прикасался, он превращал в золото, словно мифический персонаж Мидас. Он вывел из затяжного кризиса Chevrolet, а в 1972 Де Лориан добрался до четырнадцатого этажа в здании корпорации General Motors - он стал вице-президентом компании и курировал все производство легковых и грузовых автомобилей. Не за горами должность президента и почетная пенсия. Но Джон Захария Делориан решил иначе. А вот какое решение он принял, я расскажу вам завтра, не переключайтесь.


Фото: autowp.ru

Расписание эфира на сегодня