Легендарные мотоциклы ГДР: Pitty, Stand Roller и SR 59 Berlin

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 28 апреля 2021

В прошлом выпуске программы я рассказывал о предприятии IWL, которое было основано в 1936 году. После поражения гитлеровской Германии, цеха заводов оказались в Советской оккупационной зоне, и продолжили работу уже на благо социалистической ГДР.

Одним из профилей завода стали мотороллеры, которые должны были удовлетворить возросшие потребности населения. И вот, в 1955 году в свет вышла первая модель, которую назвали Pitty.

Фото: pinterest.ru/matthewnokes/

Опыта по созданию такой техники у инженеров не было, но им спускались жесткие директивы, противиться которым они не могли. Именно поэтому мотор получился маломощным - всего-то 5 лошадиных сил, к тому же, часть этих лошадей у него отбирал вентилятор, охлаждавший движок - его расположили под задний обтекатель. Как следствие, Pitty не мог разогнаться до заявленных в паспорте 70-ти километров в час. Весил он тоже немало - 140 килограммов. Покупатели жаловались на плохую тягу модели, очень жесткие сидения, и отвратительную управляемость. Даже средств, защищавших его от угона, не было. Он простоял на конвейере всего год, и в 1956 его сменил SR 56 Wiesel.

Фото: pinterest.ru/richardwalker10/

Буквенный индекс SR от немецкого Stand Roller - «городской скутер», а 56 - год выпуска. Вместо огромного переднего обтекателя, этот мотороллер получил стандартное переднее крыло. Он стал легче на 15 килограммов, и ему установили топливный бак большего объема, на котором он мог проехать значительные 340 километров. Увы, несмотря на все изменения, модель все равно была тяжелой и плохо управлялась. Сидения, кстати, так и остались жесткими, и проехать в седле даже сто километров - было пыткой. Недоработкой, перекочевавшей на новую модель, стало и отсутствие блокировок системы рулевого управления. Угнать SR, как и Pitty, было не просто, а очень просто. Тем не менее, при отсутствии реального выбора и альтернативы, за три года производства из ворот завода IWL выехало 57 тысяч 500 моделей SR, против 11 тысяч Pitty. Следующая модель - SR 59 Berlin, была почти точной копией Wiesel, за исключением мягких сидений и более мощного силового агрегата: он развивал уже почти 8 сил.

Фото: bike-urious.com

Также ему досталась новая четырехступенчатая коробка передач, и (наконец-то!) установленный замок на руль. Максимальную скорость тоже увеличили - Berlin разгонялся уже до 80-ти. Это первая модификация мотороллеров из ГДР, которая была отправлена на экспорт. За три года мотороллер разошелся тиражом в 114 тысяч. Кстати, на базе Berlin выпускалась и модификация для путешествий - Campi. Не все жители страны победившего при помощи СССР социализма, могли позволить себе даже Trabant. А вот путешествовать хотели все. Для них и изготовили эту модель. К ступице запасного колеса крепился прицеп, в точности повторявший форму обтекателя SR 59. В 1963 должна была появиться новая модель с довольно странным именем TR 150 Troll. Аббревиатура TR понятна - Touren Roller («туристический скутер»). Но вот Тролль - мифическое создание, которое не очень любит людей, вызывал неприятные ассоциации. Хотя это и была всего лишь сокращенная форма от трех слов - Туристический Скутер из Людвигсфельде.

Однако, ровно за год до выпуска этой модели, Совет министров ГДР решил наладить на фабрике IWL сборку грузовиков IFA 50, и мотороллеры решили признать побочным продуктом. А ведь Troll должен был стать настоящим прорывом. Его все же выпустили малой партией, но до ума доводить не стали. И в 1965 производственную программу попросту свернули. Кстати, знаете, на чем ездили восточные немцы после 1965? На импортированных из ЧССР Tatran S125, которые своим видом больше напоминали мопеды, а не мотороллеры. Вот такая вот история о плановом хозяйстве и социалистической экономике.

Расписание эфира на сегодня