Mercedes-Benz С111: самый необычный автомобиль в истории марки

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 27 октября 2021

Сегодня мало кто упрекнет компанию Mercedes-Benz в чопорности и консерватизме. Ведь в Штутгарте не бояться экспериментов, жонглируют дизайном и прельщают потребителя множеством инноваций.


Но это сейчас, а каких-нибудь пятьдесят лет назад автомобили с трехлучевой звездой на радиаторной решетке ассоциировались лишь с консерватизмом. Совершенная техническая составляющая в обертке из угрюмого дизайна. Все изменил Международный автосалон во Франкфурте 1969 года. Нет, конечно, все догадывались, что Mercedes готовит «бомбу», но вот что именно, оставалось тайной за семью печатями. Право первой ночи, конечно же, было у журналистов, коллег всегда допускают на автосалоны на два дня раньше остальных. И именно они, даже имея те убогие, по сегодняшним меркам, средства связи разнесли по миру информацию о невиданном ранее концепт-каре из Штутгарта с именем С111. Пробиться к подиуму, на котором под углом стоял оранжевый клиновидный автомобиль, с дверями открывающимися вверх, было попросту невозможно. Фотографы и телевизионщики ходили друг у друга буквально по головам. Сегодня бы сказали: зубило.

И, наверное, были бы правы, но давайте мысленно перенесемся в конец 60-х, тогда вкусы и направления моды дизайна автомобилей были иными. Впрочем, для «мерседесовцев» и этот шаг был сродни безумству. Изначально в штаб квартире Mercedes-Benz о серийном производстве и не помышляли – эту машину создавали лишь для обкатки технологий. И вот это самое интересное. Дело в том, что в компании начали экспериментировать с двигателями. И вот в 1957 был показан совершенно необычный мотор, который называют сегодня роторно-поршневым двигателем Ванкеля. Забавно, но сам Феликс Ванкель был лишь соавтором этого изобретения, а истинным его создателем был инженер, работавший в компании NSU Вальтер Фрейде. Принцип работы этого силового агрегата сильно отличался от привычных бензиновых моторов. При микроскопических объемах он выдавал большую мощность. И именно этим движком и оснастили концепт с именем С111. Соединив три секции, инженеры получили силовой агрегат объемом всего 1800 кубических сантиметра, но при этом он вырабатывал аж 280 лошадей. Расположили «ванкель» в базе, то есть за спиной водителя и пассажира.

У купе была так же инновационная подвеска, ее потом используют при создании флагмана S-klasse с индексом кузова w116. Нужно заметить, что при всех достоинствах двигателя «Ванкеля» он имел один существенный недостаток, он был крайне ненадежен и постоянно ломался. Кстати, этот мотор называют убийцей компании NSU, руководство сделало ставку на инновационный силовой агрегат, а довести его до ума не смогло. Машины ломались и их перестали покупать. Инженеры Mercedes-Benz попытались добиться от него большей надежности. Именно поэтому уже в 1970-м представили новый прототип с тем же индексом С111, но приставкой II. Теперь мотористы фирмы решили соединить уже четыре секции мотора «Ванкеля» и довести мощность до 370 сил. Весивший тонну с небольшим прототип мог разгоняться до 300 километров в час, а первую сотню он разменивал за четыре с небольшим секунды.

В 1976-м появился автомобиль С111 II D. Не добившись результатов с капризным ротором, под капот установили трехлитровый пятицилиндровый дизель. На счету этой машины 13 рекордов для дизелей на трассе Нардо. 780-й новый С111 III, снова с дизелем. И снова он чемпион. 9 рекордов, максимальная скорость 322 километра в час. Последний, четвертый купе стал серебряным, по традиции Немецких гоночных команд. Его снабдили бензиновым мотором, при помощи которого установили еще один рекорд – 403 километра в час. Вот так эта машина стала одним из самых знаменитых концепт-каров от фирмы с трехлучевой звездой на капоте.