Москвич-408 «Турист» - забытый СССР автомобиль, предназначавшийся Бельгии

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 29 ноября 2017

Я не так часто рассказываю об автомобилях, произведенных в СССР. Дело в том, что новинок было не так уж и много, и шаг влево или вправо расценивался руководством любого завода как попытка сделать что-то нехорошее и ненужное.

20130903_151140_0_281112001378217500_0.jpg
Шел 1964 год, советские автомобили довольно неплохо продавались на Западе (речь идет о марках «Москвич» и «Волга»), а занималась этим компания Scaldia-Volga. Так вот руководство этой фирмы обращается напрямую к генеральному директору АЗЛК с просьбой поручить главному конструктору Александру Федоровичу Андронову разработать автомобиль специально для бельгийского рынка с открытым кузовом. Прецедентов на советском пространстве нет. Хотя нет, тут я слукавил: свободолюбивые чехи выпустили открытую модель Felicia в 1959, и лишь в 1961 появилась версия с жестким верхом. Но то чехи, а то мы.
5465033128362.jpeg
Больше того, 408-й «Москвич», стоявший на конвейере, по определению не мог стать кабриолетом. Тем не менее, Андронов за дело берется. Ему выделяют два седана, с которых он начисто срезает крышу и избавляется от дверных рамок. Но что делать дальше? Инженерную часть было решено поручить Анатолию Ивановичу Веселову. Дело в том, что срезанная крыша жесткости кузову не прибавила, и ездить на такой машине было нельзя. А вот нарисовать кабриолет поручили главному художнику АЗЛК – Борису Сергеевичу Иванову.
moskvich_408_turist_opytnyj_1.jpg
Помимо того, что у 408-го срезали крышу и дверные рамки, решили избавиться и от задних дверей, вдобавок укоротив сам кузов. Автомобиль получился с посадочной формулой 2+2: это когда задний диван, в общем-то, не совсем приспособлен для взрослых людей. Чтобы усилить жесткость кузова, на кручение в заднюю же часть вмонтировали Х-образную балку. К таким решениям часто прибегают при создании открытых машин. Помните, я говорил, что завод выделил для постройки аж два подопытных авто 408? Так вот, покумекав, инженеры решили сделать два разных образца: один имел кузовные панели из обычного метала, второй – из алюминия. Вот алюминиевый «Турист», а проекту присвоили именно такое имя — 408 «Турист», достался и другой мотор. У первого экземпляра двигатель был карбюраторным, у второго – с непосредственным впрыском топлива, да еще и управлялся этот впрыск электроникой. В отличие от своего железного собрата алюминиевый «Москвич» имел более высокую максимальную скорость: она достигала 130 км/ч (против 120 – у карбюраторного) и меньший расход топлива.
4_large.jpg
Все это здорово, а как быть с крышей? Ведь Бельгия – это не Африка: там и снег и дожди не редкость. Крыша была цельной и полностью съемной, то есть автомобиль получился всепогодным. Отменно? Да! Вот только руководство призадумалось, а зачем тратить деньги на переформатирование производства, зачем вообще что-либо менять? Ведь вот, обычные 408-е разлетаются, словно горячие пирожки. Их в СССР-то с руками отрывают, а буржуи зажравшиеся и на седанах поездят.
moskvich_408_turist_2.jpg
В общем, как это обычно бывало в Союзе, про машины попросту забыли. Не нужны они оказались. Жаль, ведь отличные получились модели. Но против системы бороться хоть и можно, но довольно сложно. Так и канули в лету оба «Туриста».

Расписание эфира на сегодня