Сервис по прокату автомобилей без водителя в СССР. Часть первая

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 19 октября 2021

ХХ съезд КПСС, прошедший в феврале 1956, вошел в историю нашей страны не только как развенчавший культ личности Сталина, он стал началом так называемой «Хрущевской оттепели».


Дело в том, что были не только выпущены на свободу политические заключенные, и реабилитированы осужденные за якобы контрреволюционную деятельность, но еще была ослаблена идеологическая цензура. И вообще, жители страны победившего социализма получили массу до того невиданных свобод. В скором времени после проведения съезда в Москве заработал сервис по прокату автомобилей без водителя. Сегодня это явление называется каршеринг. Как же он выглядел в то время? 
shutterstock_644762521.jpg
Автомобиль в СССР всегда был роскошью. Владение собственным транспортным средством было, наверное, самой большой мечтой жителя страны. Правда, гражданин со средним доходом не мог его себе позволить, да и автомобильная промышленность не могла бы справиться со спросом. Горьковский авто завод и Московский завод малолитражных автомобилей (позднее АЗЛК), конечно же, не могли удовлетворить потребности населения в машинах. Горьковский завод был больше ориентирован на народное хозяйство, а Московский даже в годы расцвета не мог производить больше 170 тысяч машин в год. И вот первый прокат заработал на базе одного из таксопарков. Конечно же, в него попали вовсе не новые машины, а модели с довольно большим пробегом. Запомните эту деталь.
shutterstock_1386437882.jpg
shutterstock_1565195599.jpg

Первоначально использовались списанные из тех же таксомоторных парков Победы и Волги ГАЗ 21, потом появились и Москвичи. С одной стороны, предполагалось, что услугой может воспользоваться любой желающий, с другой, позволить себе такую роскошь могли люди, имевшие большие, по советским временам, доходы. Дело в том, что тот же Москвич стоил чуть более одного рубля за сутки аренды. Волга еще дороже – почти три рубля. При этом бралась плата еще и за пробег, три копейки за километр. Кстати, бензин заливался тоже за счет арендатора. Он стоил от 5 до 7 копеек за один литр. Учитывая же технические особенности машин тех лет, сюда стоит добавить и обслуживание. Автомобили было необходимо постоянно смазывать и чинить. В общем, удовольствие было совсем не из дешевых. Интересно, что после того, как прокат заработал в Москве, он буквально пошел по стране, в аренду сдавались даже такие редкие модели как внедорожник ГАЗ 69 (он вообще не продавался частникам).

Так кто же брал в аренду машины и почему прокат закрылся, так и не заработав в полную силу? Об этом я расскажу вам завтра, не переключайтесь и слушайте Серебряный Дождь, в эфире всегда можно узнать много интересного.


В эфире: Музыка
20:00 - 23:00