Человек всегда хотел передвигаться по земле с большой скоростью.
Так первым отметку в сто километров в час перешагнул Камиль Жетанцы. Его электромобиль La Jamais Contente (в переводе – «всегда недовольная») сделал это уже в апреле 1899 года. Двухсоткилометровый рубеж покорился людям в 1911, а порог в 1000 километров в час лишь в 1970. И произошло это на машине с турбореактивным мотором.
Железнодорожный транспорт сначала опережал автомобили по скорости. Первую сотню паровоз «Антилопа» разменял уже в 1848-м. С появлением мощных электробатарей вагон Siemens смог перескочить отметку в 200 километров, и произошло это ещё в далёком 1903-м году. Однако новых рекордов достичь не удавалось, хотя попытки приспособить в качестве тягового двигателя турбину на вагоны поездов предпринимались неоднократно.
Первыми на это решились американцы. В 1966 году был запущен проект Black Beetle. Инженеры установили на крышу обыкновенного вагона два реактивных двигателя от бомбардировщика Corvair. И он показал фантастическую по тем временам скорость в 296 километров в час. Однако заказчику, им выступила компания Нью-Йоркская железная дорога, результаты не понравились. При прохождении маршрута приходилось расчищать соседние пути, так как тяга создаваемая турбинами могла втянуть в лопасти всё что угодно.
В СССР, который все время старался догнать и перегнать Америку, за экспериментом следили очень внимательно. И вот в 1970 из ЦК КПСС поступает распоряжение создать некий симбиоз самолета и локомотива. Указание пришло стразу в три организации. Конструкторское бюро им. Яковлева (того, что выпускало самолеты ЯК), Всесоюзный НИИ вагоностроения и Днепропетровский институт инженеров транспорта (ДИИТ). Руководить проектом назначили ректора института в Днепропетровске Всеволода Лаззаряна. Создатели взяли за основу головной вагон электрички ЭР-22, а на крышу поместили турбины от самолета ЯК-40. Проект назвали «Скоростной вагон-лаборатория» или СВЛ. И уже в 71-м приступили к испытаниям. Задача была лаконичной - достичь порога в 250 километров в час. По некоторым сведениям вагон смог не только достичь, но и преодолеть эту отметку, разогнавшись до 300 километров, за что Лазарян получил нагоняй из Москвы, за самоуправство.
Тем не менее, работы над проектом продолжались до 1974, когда Рижский вагоностроительный завод показал свой проект ЭР-200. Он представлял собой готовый состав, а не один вагон, способный разгоняться до 200 километров в час. ЭР-200 долго эксплуатировались в качестве скоростных поездов на перегоне Москва-Ленинград, преодолевая эту дистанцию за 4 часа 50 минут.
Скоростной вагон-лабораторию же постигла неприятная судьба. Его просто поставили в отстойник. А когда спохватились, то спасать, по сути, было уже нечего. Оборудование украдено, сам вагон полностью проржавел. В 2008 от него отрезали переднюю часть с турбинами и установили в качестве памятника у Тверского вагоностроительного завода. Будете там, заезжайте и посмотрите.