Поезда на реактивной тяге

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 21 октября 2021

Человек всегда хотел передвигаться по земле с большой скоростью.

CgAAAgLLFOA-960.jpg
Так первым отметку в сто километров в час перешагнул Камиль Жетанцы. Его электромобиль La Jamais Contente (в переводе – «всегда недовольная») сделал это уже в  апреле 1899 года. Двухсоткилометровый рубеж покорился людям в 1911, а порог в 1000 километров в час лишь в 1970. И произошло это на машине с турбореактивным мотором. 
Screenshot_2.png
Железнодорожный транспорт сначала опережал автомобили по скорости. Первую сотню паровоз «Антилопа» разменял уже в 1848-м. С появлением мощных электробатарей вагон Siemens смог перескочить отметку в 200 километров, и произошло это ещё в далёком  1903-м году. Однако новых рекордов достичь не удавалось, хотя попытки приспособить в качестве тягового двигателя турбину на вагоны поездов предпринимались неоднократно.
1423796949_ny-central-jet-railcar-2.jpg
Первыми на это решились американцы. В 1966 году был запущен проект Black Beetle. Инженеры установили на крышу обыкновенного вагона два реактивных двигателя от бомбардировщика Corvair. И он показал фантастическую по тем временам скорость в 296 километров в час. Однако заказчику, им выступила компания Нью-Йоркская железная дорога, результаты не понравились. При прохождении маршрута приходилось расчищать соседние пути, так как тяга создаваемая турбинами могла втянуть в лопасти всё что угодно.
1424055533_1256765487_svl10.jpg
В СССР, который все время старался догнать и перегнать Америку, за экспериментом следили очень внимательно. И вот в 1970 из ЦК КПСС поступает распоряжение создать некий симбиоз самолета и локомотива. Указание пришло стразу в три организации. Конструкторское бюро им. Яковлева (того, что выпускало самолеты ЯК), Всесоюзный НИИ вагоностроения и Днепропетровский институт инженеров транспорта (ДИИТ).   Руководить проектом назначили ректора института в Днепропетровске Всеволода Лаззаряна. Создатели взяли за основу головной вагон электрички ЭР-22, а на крышу поместили турбины от самолета ЯК-40. Проект назвали «Скоростной вагон-лаборатория» или СВЛ. И уже в 71-м приступили к испытаниям. Задача была лаконичной -  достичь порога в 250 километров в час. По некоторым сведениям вагон смог не только достичь, но и преодолеть эту отметку, разогнавшись до 300 километров, за что Лазарян получил нагоняй из Москвы, за самоуправство.
ЭР200_в_пути.jpg

Тем не менее, работы над проектом продолжались до 1974, когда Рижский вагоностроительный завод показал свой проект ЭР-200. Он представлял собой готовый состав, а не один вагон, способный разгоняться до 200 километров в час. ЭР-200 долго эксплуатировались в качестве скоростных поездов на перегоне Москва-Ленинград, преодолевая эту дистанцию за 4 часа 50 минут. 
Стела.jpg
Скоростной вагон-лабораторию же постигла неприятная судьба. Его просто поставили в отстойник. А когда спохватились, то спасать, по сути, было уже нечего. Оборудование украдено, сам вагон полностью проржавел. В 2008 от него отрезали переднюю часть с турбинами и установили в качестве памятника у Тверского вагоностроительного завода. Будете там, заезжайте и посмотрите. 

Фото:topwar.ru, wikimedia.org, wikipedia.org, drive2.ru

Расписание эфира на сегодня