Pontiac Firebird Trans Am Type K - проект, на который ушли долгие годы

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 06 декабря 2017

Гений автомобильного дизайнера в том и заключается, что он не только создает машины для сегодняшнего дня, но и может заглянуть в будущее. А вот как распорядятся с этим его потомки, вопрос второй. Так было, к примеру, с моделью Nomad, которую придумал Харли Эрл (выпуск о нем и его работах вы найдете здесь).

fk01.jpg
В 1955 году в Детройте показали почти легковой и почти седан с таким именем. Вот только ни тем, ни другим он не был: это был двухдверный универсал, своим обликом напоминавший популярный Chevrolet Bel Air. Эрл представил концепцию годом ранее, и руководство General Motors ее поддержало, еще бы: Харли позиционировал концепт как «автомобиль мечты» - недорогой, практичный и удобный, то, что нужно молодежи. Нужно заметить, что он попал точно в цель, и модификации Nomad производились вплоть до 1972 года. Однако в GM призадумались: а почему бы не сделать нечто подобное и с масл-каром? Призадумались и сделали. Да, ни один из этих проектов свет не увидел, но это не значит, что о них не стоит вспоминать.
42.jpg
Итак, проект первый – Chevrolet Camaro Kammback – да, именно так, назвали его так в честь швейцарца Юнибальда Камма, специалиста в области автомобильной аэродинамики и снижению турбулентных потоков. Мощный купе второго поколения только увидел свет и стал настолько популярным, что в GM решили в пару к купе выпустить и необычный универсал. Когда его показали топовым дилерам, те просто плакали от счастья и не могли скрыть восторга. Проблема была в другом: такую же машину хотели видеть у себя и дилеры, и дизайнеры Pontiac.
76_Chevy_Vega_Kammback_EstateWagon_DV-06-HHA_01.jpg
И вот, ради экономии команды дизайнеров из Chevrolet и Pontiac решили объединить: ну а что, машины выпущены на единой платформе, с чего бы создавать два разных автомобиля? Все бы хорошо, но вот художники и технологи не могли договориться о форме задней части авто. Одни считали: нужно, чтобы крыша была покатой, вторые — ровной. Препирательства привели к тому, что совет директоров корпорации ввиду планируемого небольшого спроса работы над проектом свернул. Вместо мускулистых Camaro и Firebird кузов достался «убийце импорта» — Chevrolet Vega, который тоже назвали Kammback.
fk02.jpg
Прошло почти десять лет – и проект снова всплыл, правда, на этот раз им занималось только подразделение Pontiac. Дизайнер Джерри Брокштейн вознамерился все же сделать из спорт-кара универсал. Но машинка-то низкая, и наличие столь объемного багажника при отсутствии третьей двери делает его бессмысленным. Брокштейн предложил следующее: боковые стеклянные панели будут приподниматься вверх, наподобие крыла чайки – и положить вещи в багажное отделение будет просто, тогда от громоздкой третьей двери можно отказаться. Назвали машину сложно – Pontiac Firebird Trans Am Type K, и делать планировали ее в Италии у кузовщиков Pininfarina.
81b770745d2c9f67a6d8dacf831bc723.jpg
К 1977 году все было готово, и тут в дело вступили бухгалтеры. Они подсчитали, что стоимость, а вернее себестоимость этого супер-универсала составит с учетом транспортных издержек 16 тысяч американских долларов. Ценник же в салоне по тем временам будет и вовсе запредельным — 25 тысяч. Чтобы вы понимали, это как два Chevrolet Corvette. Кому нужна такая машина? От серии, понятное дело, отказались, но вот энтузиасты нашлись. Американское кузовное ателье взялось делать такие авто. Всего 16 зеленых плюс стоимость Pontiac – и вуаля, вы владелец редкого экземпляра Type K. Они до сих пор в Штатах ездят, я сам одну машину видел. Выглядит и правда красиво и необычно.

Расписание эфира на сегодня