Карьерные самосвалы действительно поражают воображение человека. Они огромны, они величественны и при этом очень элегантны. И это несмотря на то, что работают они по 24 часа в сутки, «отдыхая» в боксах лишь во время планового техобслуживания. Сегодня я расскажу о рекордсмене, чей рекорд грузоподъемности продержался долгих 25 лет. Имя этого монстра – Terex Titan.
![367171-1000-0@2x.jpg 367171-1000-0@2x.jpg](/upload/medialibrary/a93/a9333909ed98fba92b0e5c3e2964d83d.jpg)
Интересно, как компания образовалась. В США очень жесткие антимонопольные законы. Так вот, еще в конце 50-х корпорация General Motors, подмявшая под себя все производство карьерных самосвалов в Америке, споткнулась именно об эти законы – тяжба длилась более 10 лет. Ее итог: GM запретили производить многотонные машины на территории Штатов. Но юристы компании, на то они и юристы, нашли лазейку в законе. И попросту перекупили компанию в Канаде, где жесткий приговор не имел никакой силы.
![terex_33-15.jpeg terex_33-15.jpeg](/upload/medialibrary/403/403b467aac2fb1d06b32c9abf2d56870.jpeg)
Так появилась компания Terex (от terra – земля, и rex – король). Инженеры сразу же подготовили проект, получивший индекс 33. И в 1971-ом году общественности представили новинку 33-15, это была машина грузоподъемностью 135 тонн. Заказы на нее посыпались как из рога изобилия и через два года инженеры решили удивить потребителя и презентовали еще одного монстра. Это был самосвал Terex 33-19, было у него и имя собственное – Titan.
![8224630660_7da9115776_b.jpg 8224630660_7da9115776_b.jpg](/upload/medialibrary/a32/a323c93b73e1c36778fada97d0807421.jpg)
Увы, повторить судьбу детей Урана и Геи ему было не суждено (если помните, их было шесть братьев и сестер). Да, он был словно древнегреческий бог – настоящим исполином, но так и остался в единственном экземпляре. Создатели сделали его не похожим ни на кого. Впервые в истории карьерников была изменена компоновка: осей у модели было три, собственный вес Titan – 231 тонна, масса перевозимого груза – 320 тонн. Сердцем его стал шестнадцатицилиндровый мотор мощностью 3300 лошадиных сил. Он передавал свою силу генератору, который в свою очередь запитывал четыре задних мотор-колеса. Покрышек требовалось аж десять.
![367181-1000-0.jpg 367181-1000-0.jpg](/upload/medialibrary/16d/16d345a77630c0d4ce453846f0d72923.jpg)
Что бы вы могли представить себе их, скажу лишь, что диаметр каждого равнялся четырем метрам. Почему я сказал, что ни братьев, ни сестер у него не было? Да просто покупателей больше интересовали его собратья меньшей грузоподъемности. Таким образом он так и остался единственной моделью, но зато удерживал рекорд по перевозимой массе долгих 25 лет. Сегодня он является экспонатом музея и стоит на вечном приколе на родине, в Канаде.