Chrysler Airflow – первый в мире обтекаемый автомобиль. Часть 1

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 16 января 2019

Уолтер Перси Крайслер был неординарным человеком. Начав работу механиком на железной дороге, он сменил высокооплачиваемую должность на работу менеджера по производству в компании Buick Motor, где за четыре года смог повысить производительность труда почти в тридцать раз


Фирма изготавливала лишь 20 машин в сутки, а при Крайслере стала делать 550. Через шесть лет он стал вице-президент корпорации General Motors с окладом в 42 000 долларов в месяц. А к 1920 миллионером и успешным менеджером, который уходит из большой компании и начинает собственное дело. В 1923 году журнал Times называет его человеком года, а доходность его компании Chrysler достигает 17 миллионов в год. У него самая разветвленная в США дилерская сеть, он не допускает ошибок, правильно выбирает фирмы, которые необходимо приобрести. И вот уже наравне со столпами американской автомобильной промышленности, такими как GM и Ford, корпорация, названная его фамилией, становится третьим китом и наравне конкурирует с ними. Да не просто конкурирует, а зачастую опережает их по техническому оснащению. Автомобили с «Золотым ярлыком» (эмблема Chrysler напоминает золотую печать) оснащены гидравлическим усилителем тормозов, усилителем рулевого управления, электронной системой зажигания и даже навигационным компьютером.

Действительно, Уолтер Перси Крайслер никогда не допускает ошибок в бизнесе, предугадывает все желания покупателей и раньше других эти капризы исполняет. Однако есть в его биографии один факт, который считается его самой большой ошибкой и просчетом. Это появление модели Airflow. Есть несколько версий того, как появился этот автомобиль. Первая – самая красивая. Однажды талантливый инженер Карл Брир, работавший на Крайслера, наблюдал за полетом истребителей ВВС США, было это в 1927 году. Ему пришла идея, с которой он незамедлительно явился в кабинет своего патрона. «Мистер Крайслер, – начал он, – а почему бы нам не сделать автомобиль таким же, как самолет? Ведь применение законов аэродинамики в серийном производстве позволит сократить потребительские расходы будущим клиентам, да и к тому же, такого еще никто не делал». «Хм», – подумал про себя Уолтер Крайслер. И сказал: «Знаешь, Карл, ты сделал много интересного и, пожалуй, я разрешу разработку такой машины. Но работать нужно быстро, иначе мы не сможем обойти конкурентов». Брир задачу понял, и к концу 1933 года, то есть через шесть лет, представил первый прототип. История прекрасная, но, увы, она не выдерживает никакой критики. Почему? Да просто взгляните на этажерки, которые напоминали самолеты тех лет. Ни о каких законах аэродинамики и речи быть не могло. Биплан – вот основная конструкция истребителей тех лет.

Так что эту историю хоть и запомним, но из списка вычеркнем. Версия вторая. Согласно ей, отцом этого автомобиля стал руководитель испытательного центра Гарольд Хиггз, который пообещал Крайслеру увеличить максимальную скорость серийной машины лишь за счет аэродинамики, а не за счет повышения мощности мотора. Последнее смысла не имело, так как экономический кризис поставил крест на скоростных автомобилях – всем хотелось реже заправляться. И действительно, макет будущего автомобиля продували в аэродинамической трубе. Поэтому «Ветерок», именно так можно перевести Airflow, и получился столь обтекаемым и необычным. Есть и третья версия, что идею вынашивал Орвилл Райт (да-да, один из тех самых братьев-авиаторов, что первыми совершили полет на самолете). И именно после того, как Орвил изложил ее предпринимателю, Уолтер Крайслер вызвал в кабинет Хиггса и указал последнему на здравую, по его мнению, концепцию. Может, всё так и было. Но одно доподлинно известно – продували прототипы в «трубе», которая действительно принадлежала именно братьям Райт. Поэтому две последние версии больше похожи на правду. Но это уже не так важно. Важно, что машина родилась, и ее назвали Airflow. Что же это получилась за машина и в чем ошибся великий Уолтер Перси Крайслер, я расскажу вам завтра. Оставайтесь на волне радиостанции Серебряный Дождь и вы обо всем узнаете.

Расписание эфира на сегодня