Путешествие в прошлое: Каракумский автопробег 1933 года

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 26 января 2017

Привет! С вами Александр Гусаров и сегодня мы отравимся не только в небольшое путешествие в прошлое, но и проедемся вокруг Каспийского моря вместе с караваном из 23 трех машин, среди которых были ГАЗ А, ГАЗ АА, Газ ААА, АМО-3, Форд Тимкин, НАТИ-ГАЗ и даже восстановленный ВАРЗ грузовичок Ford.

7406210.jpg
Итак, представим, что сегодня 6 июля 1933 года и мы в составе 96 человек готовимся к старту пробега Москва-Каракумы-Москва. Стартовать мы будем в столице тогдашней РСФСР Москве и, вопреки логике, отправимся в Горький (Нижний Новгород) и лишь потом уйдем далее на юг. Механик, заводите мотор! Поехали.
7406215.jpg
Страна только-только оправилась от гражданской войны: стала возрождаться промышленность, были построены такие гиганты как ГАЗ и АМО. На Челябинском тракторном выпустили первый экземпляр, простите за тавтологию, трактора на гусеничном ходу, а в Саратове наладили производство комбайнов. Молодая Советская республика жила и хотела показать всему миру прогресс и то, что только после революции она встала на путь экономического развития. Пробеги вообще тогда были делом обычным и очень популярным. Это потом большая часть энтузиастов будет осуждена по 58 статье и отправлена в Сибирь или попросту расстреляна, а сегодня, 6 июля, в торжественной обстановке мы стартуем по маршруту.
7406233.jpg
Каравану предстоит пройти 9400 км, как по дорогам, так и по пустыне, преодолеть переправу в Баку по Каспийскому морю и вернуться в Москву. И если некое подобие дорог в центральной части России тогда присутствовало, то в Средней Азии их попросту не было. Каракумы – одна из самых страшных пустыней в мире, не зря ее название переводится с тюркского как «черные пески». А стартовав из Москвы, колонна направилась в Горький, оттуда в Чебоксары, Казань, Оренбург и Актюбинск, вышла на Кзыл-Орду и далее проследовала в Чимкент и остановилась на отдых в Ташкенте.
7406229.jpg
Предстоял самый сложный участок маршрута Чарджоу через пустыню на Красноводск. Говорить о трудностях, наверное, можно бесконечно: вы просто сравните любой сегодняшний автомобиль с тогдашней техникой. Напомню, в пробеге участвовали грузовики АМО, которые являлись точной копией FIAT 15, разработанного в 1914 году. Машинки были проблемные: в пути задние колеса со сдвоенной ошиновкой (они не имели зазора и прилегали друг к другу слишком плотно) изнашивались. Водители в силу неудобной посадки уставали: в постоянном напряжении находились шея и руки, да и спине было не лучше – проведите несколько часов на бездорожье, да еще и в сгорбленном состоянии!
7406227 (1).jpg
В общем, прогулку эту увеселительной не назовешь никак. Добавим сюда и нестабильность ситуации в регионе. Басмачи, с которыми вела бои Красная Армия, просто перегруппировались и могли действовать небольшими отрядами, благо, местность многие из них знали как свои пять пальцев. Именно поэтому в состав группы входили сотрудники НКВД. Не знали чего ожидать и от экспериментальных машин, и от американского Ford-Timken.
7406209 (1).jpg
Тем не менее, колонна, преодолевая трудности, двигалась вперед. От перегрева моторы спасали запасы воды, но где ее найдешь в пустыне? Пришлось везти с собой и тонны топлива: нет заправок в Каракумах и сегодня. Из Красноводска паромом грузовики переправили в Баку, далее они прошли по маршруту Тифлис (Тбилиси) — Армавир-Ростов-на-Дону и Харьков (столица Украины тогда находилась именно там, а не в Киеве), далее – в Воронеж-Тулу с финишем в Москве. Из 9400 км на шоссейные дороги пришлось лишь 2270 км, на профилированные грунтовки – 1320, а на проселки и полное бездорожье – 5780 км.
7406231.jpg
К чести участников пробега нужно заметить, что все 23 машины вернулись в Москву, а 96 человек, с которыми мы сейчас прошли этот путь, остались целыми и здоровыми. Основная задача – проверить автомобили в жесточайших условиях эксплуатации – была выполнена: автомобили дошли своим ходом. Это было главное! Ну, а наработки испытателей позднее были использованы при создании новых машин. С вами вместе по маршруту Москва-Каракумы-Москва ехал Александр Гусаров. Всего вам доброго! До свидания!

Расписание эфира на сегодня