ВАЗ-1801 «Пони» – первый советский электромобиль

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 07 июня 2019

Что бы ни говорили про крупнейший отечественный автомобильный завод ВАЗ, работа по созданию новых образцов техники там велась всегда.


И было время, когда множество талантливых и молодых инженеров стремилось попасть в Тольятти. Ведь во времена Советского Союза, это был самый мощный и динамично развивающийся завод, с огромными перспективами и возможностями. И, конечно, я уже неоднократно рассказывал вам о том, как в СССР зарождались электромобили. Работы велись почти на всех предприятиях. На УАЗе, ЗАЗе, ГАЗе, АЗЛК. Некоторые опытные образцы даже выпускались и эксплуатировались в небольших количествах. Увы, руководству страны это было не нужно. Да, блеснуть на выставке единичным прототипом можно, а выделять средства на, как им казалось, неперспективные разработки – было не принято.

Гораздо важнее было реализовывать уже готовые модели через Avtoexport, ведь они приносили столь нужную стране валюту. Сегодня я посвящу программу очень занятному и интересному прототипу, созданному в Тольятти, который носил заводской индекс ВАЗ-1801, или, как его еще называли, «Пони». Как я уже сказал, разработки электромобилей велись по всему Советскому Союзу. Однако именно в Тольятти пришли к единственно правильному выводу, что машина на электротяге должна быть придумана и изготовлена «с ноля». А пытаться оснастить батареями и элетродвижетелем уже выпускавшиеся экземпляры – путь тупиковый. И вот, в 1977 году при Дизайн-Центре АвтоВАЗ было создано бюро по разработке электромобилей.

Хотя «бюро» – это, конечно, громко сказано. Ведь группа состояла (только не смейтесь!) из 2х человек – инженера Александра Селина и художника Виталия Орлеца. Это потом туда влилось множество дизайнеров и инженеров, ведь предстояло самое большой событие в СССР – мы должны были принять летнюю Олимпиаду-80. В 1978-м перед бюро поставили задачу – создать прогулочный четырехместный электромобиль. Первенца сделали быстро – он был выполнен без особых изысков, и больше напоминал хорошо всем знакомые машинки для гольфа. Тем не менее, художники не могли отказать себе в удовольствии сделать нечто особенное.

Так, все сидения были необычной формы и их обтянули искусственной кожей. Руль, по неподтвержденным данным, был травмобезопасным – до этого они были жесткими. Машину отправили в Киев на ездовые испытания, где она благополучно сгорела. Потом изготовили еще две машины «Пони», и вот к их созданию подошли более тщательно. Они появились на выставке Автопром-84. Получив массу наград, ВАЗ-1801 продолжил свое триумфальное шествие по выставкам. Его с успехом демонстрировали не только в странах СЭВ, но и в капиталистических государствах. На выставке в ФРГ, на стенд пожаловали французы, и предложили купить готовые машины, правда, аккумуляторы они хотели заменить на свои.

Казалось бы, проект имеет перспективу, модель хотят покупать и эксплуатировать. В чем же причина неудачи? В неумении быстро и оперативно принимать решения, и еще больше – в нежелании налаживать или переориентировать производство. Печально, но этих электромобилей так и осталось всего 2 штуки. После этого бюро разработкой и производством легковушек на электротяге не занималось. Были, конечно, и другие проекты, но они отношения к нашему «Пони» не имеют. Кому-то пришло в голову дать задание группе заняться разработкой электрогрузовиков. А после – людям недвусмысленно дали понять, что перспектив это направление не имеет. Вот такая вот история. А так, глядишь, мы были бы первыми, кто сделал электромобиль серийным. Хотя в таких условиях, как мне кажется, свой талант похоронил бы и Илон Маск.
  • Андрей
    Андрей
    Бюро состояло далеко не из двух человек, кроме этого был отдел проектирования электромобилей, отдел систем управления , и бюро электроприводов, которое работало на нужды всего автопрома и проектировало электроапривод для РАФА. Еще было бюро интегральных микросхем.... Из всего этого сейчас выросло на ВАЗе 4 управления по специальным испытаниям и автомобильной электронике.
    08.10.2019 08:59
  • Андрей
    Андрей
    На второй фотографии - первое использование электромобиля по назначению - свадьба сына Куликова Станислава Александровича - начальника бюро испытаний электроприводов УГК ВАЗа.
    08.10.2019 09:02
  • Андрей
    Андрей
    Он рядом с легендарным водителем - испытателем Карпеевым Дмирием на заднем плане.
    08.10.2019 09:04


Реклама Mgid


Реклама MGid
В эфире: Музыка
00:00 - 04:00