Необычные факты о Москве от Саши Запоевой. Часть 2

1. Первым русским звуковым фильмом был «Путевка в жизнь» - о перевоспитании трудных подростков путем приобщения к комунне, труду и тд. («не воровством, а работой…») Премьера фильма прошла 1 июня 1931 года и не где-нибудь, а в консерватории имени Чайковского, потому что там ещё с 20-х годов большой зал по бедности сдавали в аренду, кинотеатру. Кинотеатр назывался почему-то «Колосс», хотя для придания ему сельскохозяйственного шика достаточно было убрать последнюю букву.




2.Во время первых студенческих волнений в МГУ (который тогда полностью находился на Моховой) полиция превращала Манеж в автозак. Студентов, высыпавших на Моховую, нагайками загоняли в Манеж, где они и сидели «до выяснения обстоятельств».




3.Манеж строил архитектор Августин Бетанкур, он был родом с канарских островов и, взглянув на Русь, видимо рассудил, что тут солнышко не светит. Поэтому сделал крышу глухой, и она так разогревалась на хоть и редком, но солнце, что чуть не рухнула.Решил проблему строитель по фамилии Слухов, проделав в крыше (wait for it) слуховые окна, для проветривания. По легенде именно из-за него слуховые окна называются так.




4.На здании Верховного суда на Поварской, конечно же, есть Фемида. И щит у нее есть. И весы. Нет только повязки на глазах, символизирующей беспристрастность суда. Но это мы и без античной символики заметили по новостям из Кирова.




5.В 1824 за Манеж взялся архитектор Бове (тот, что построил Большой театр). Крыша была деревянная, а мыши и жучки не съели её потому, что весь чердак проложили густым слоем махорки. Табачный запах отпугивал грызунов, зато понравился москвичам, в 1941 году, когда больше табак взять было неоткуда. Махорку скурили, но крыша продержалась ещё полвека, пока не сгорела стараниями всё тех же заботливых москвичей уже в 2004-м.




6.В начале 20-го века в доме 13 на Никитском находилось Общество распространения практических знаний между образованными женщинами (sic!). Практические знания сводились к готовке, стрижке и вышивке, чтобы «удешевить семейную жизнь при возрастающей дороговизне». Дом планировался супердекорированный - со стрекозами, бабочками и прочими girly барельефами. Но дела общества быстро пошли на спад и стрекоз отложили сначала на год, потом на два и тд - сохранился только скучный, хоть и красивый кирпич.




7.В середине двадцатых в Москве появилась улица. Она называлась - «16 часов 05 минут 22 января 1924 года» (время смерти Ленина). Но даже в двадцатые не нашлось никого, кто так бы ее называл. И улицу Кузнецкую переименовали обратно с пораженческой приставкой «Ново».




8.В поздние сталинские годы поклонение всему русскому достигло таких масштабов, что из большого зала консерватории выселили портреты Мендельсона, Глюка, Генделя и Гайдна. Почему именно их - непонятно, видимо, как участников еврейско-немецкого симфонического заговора. На их местах оказались Шопен, Римский-Корсаков, Даргомыжский и Мусоргский. Не за то, что музыку лучше писали, а за то, что березки видали, и самовар, и медведей. Почему в пантеоне остался Вагнер - непонятно, но не исключено, что потому что недолюбливал таких, как Мендельсон.




9.До революции ЦУМ назывался «Мюр и Мерилиз». Чехов в переписке фантазировал: «бабы с пьесами размножаются не по дням, а по часам, и, я думаю, только одно есть средство для борьбы с этим бедствием: зазвать всех баб в магазин «Мюр и Мерилиз» и магазин сжечь».



Саша Запоева

Первая Часть





Расписание эфира на сегодня