50 культовых пластинок фирмы «Мелодия»



Конечно же, мы не могли остаться в стороне. И к юбилею наших друзей, фирмы «Мелодия», мы придумали совместный проект - «50 культовых пластинок Мелодии».

На протяжении 50 недель специально для вас каждое утро воскресенья мы ставили самые культовые записи, выпущенные за время существования фирмы «Мелодия». Вас ждут: «Радио Африка» «Аквариума», «По волне моей памяти» Давида Тухманова, концертный альбом Пола МакКартни «Снова в СССР», «Бременские музыканты», «Князь тишины» «Наутилуса Помпилиуса», «АССА», «Алиса в стране чудес» и многие другие.

27 апреля - пластинка «Хибла Герзмава. Сопрано»

Пластинка «Хибла Герзмава. Сопрано» появится в продаже только в конце июня, но купить ее будет непросто, специально к юбилею, Мелодия выпустила ее ограниченным тиражом – всего пятьсот экземпляров. Фирма Мелодия не выпускала виниловых пластинок более двадцати лет. Хотя в советское время активно сотрудничала с основной площадкой страны - Большим театром, записывала лучшие спектакли, оперы и выступления звезд классической сцены. И вот в октябре прошлого года в зале Московского Международного Дома Музыки состоялась запись концерта Хиблы Герзмавы с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. Именно эту запись фирма «Мелодия» и решила издать в честь своего пятидесятилетия. Новая пластинка «Хибла Герзмава. Сопрано», определенно станет рубежом в истории современной классической музыки. На пластинке - знаменитые арии из опер Верди, Беллини, Штрауса и , конечно же, Моцарта. Хибла Герзмава - одна из лучших моцартовских певиц современности. Пластинка «Хибла Герзмава. Сопрано» - одна из пятидесяти пластинок, которые выпустит фирма «Мелодия» к своему юбилею.

20 апреля - пластинка Адриано Челентано

В начале 80-х на советской эстраде господствовали Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Надежда Чепрага. А Страна с замиранием сердца ждала трансляций западных музыкальных фестивалей, самым популярным из которых был фестиваль Сан-Ремо. Благодаря ему в жизни советского обывателя появились гламурные итальянские звезды - Тото Кутуньо, Аль Бано и, конечно же, он - Адриано Челентано. Суровый итальянский мачо, в которого была влюблена добрая половина страны. Миллионы советских женщин в возрасте от пятнадцати до семидесяти пяти писали своему кумиру признания в любви на чистом русском языке и отправляли их прямиком в Италию. В 1982 году фирма «Мелодия» наконец-то сделала прекрасной половине страны заветный подарок – выпустила большую пластинку Адриано Челентано. В Италии эта пластинка вышла на три года раньше, в 1979 году, и продержалась в национальном хит-параде практически полтора года. На ней были собраны все основные хиты Челентано: Соли, Аморе но, написанные в соавторстве с Тото Кутуньо. Именно эти песни и требовала советская публика, во время его первых – и единственных гастролей в Москву. В 1987 году Адриано Челентано дал два аншлаговых концерта в Олимпийском и больше никогда не приезжал в нашу страну. Дело в том, что Челентано страдает жесткой формой аэрофобии – попросту боится летать - и его приезд в Советский Союз тогда был настоящим подвигом.

13 апреля - пластинка Тото Кутуньо

Пластинка Тото Кутуньо в Советском Союзе вышла в 1985 году. Стоила она 3 рубля 50 копеек, но купить ее было невозможно ни за какие деньги.

Страна ждала этого альбома три года, затирая до дыр кустарные магнитофонные записи. Всенародную любовь итальянский исполнитель получил благодаря редким выпусками программы «Мелодии и ритмы», в которой показывали иностранных исполнителей, тщательно отобранных советской властью. В те годы министерство культуры симпатизировало итальянской моде, считая ее достойной подражания в отличие от кричащей американской. А Тото Кутуньо на роль идеального мужчины подходил как нельзя кстати. Обложка пластинки Тото Кутуньо действительно висела у многих советских девушек над кроватью. Жгучий брюнет в белом костюме пел про то, каким должен быть настоящий итальянец. На пластинке были собраны все хиты Тото Кутуньо – «Соли», «Донна, донна Миа» и, конечно же, знаменитая «Ла итальяно». Песня, с которой Тото Кутуньо выступил в 1983 году на фестивале Сан-Ремо и которая навсегда стала его визитной карточкой. В нашей стране эта песня пользовалась невероятной популярностью. «Лашатами кантарэ» мог спеть каждый школьник. Именно эту песню Тото Кутуньо исполнил и на записи «Голубого огонька», куда его пригласили во время первых гастролей в Советский Союз в ноябре 1985 года.

30 марта и 6 апреля звучала пластинка «Большой успех Демиса Руссоса»

В 1979 году в Советском Союзе пластинка «Большой успех Демиса Руссоса» была самым модным подарком. Каждая советская барышня мечтала иметь заветный винил. Своего кумира советские девушки увидят гораздо позже, в 1985 году, а пока — сладкий голос греческого соловья льется с советских экранов, вместе с голосами «Баккара», «АББА» и «Боней Эм». Демис Руссос — в официальном списке разрешенных музыкантов. Его песни звучат на дискотеках, под них танцует и влюбляется вся страна. Да что уж там! Поговаривали, что под «Good bye, my love good bye» отходил ко сну сам генсек Леонид Ильич Брежнев. Эту песню исполнял и известный мультипликационный персонаж — попугай Кеша в минуты глубокой печали. Помимо этой песни в пластинку вошли и другие хиты из золотого фонда Демиса Руссоса: «My reason», «Forever and ever» и «We shall dance» — песня, с которой, собственно, и началась его сольная карьера. Но самой популярной в Союзе песней стала «From Souvenirs to Souvenirs», которую почему-то перевели «От сувенира к сувениру», но это было неважно. Знаменитый «Сувениарз» знали в каждой советской республике, даже там, где не имели ни малейшего представления о том, кто такой Демис Руссос. Название пластинки — «Большой успех Демиса Руссоса» полностью соответствовало положению вещей. Его популярность в Союзе была феноменальной. Правда, с первыми гастролями в нашу страну он приехал только в 1985 году. Это был трехнедельный гастрольный тур и его первая встреча с советскими поклонниками. Событие, которое запомнилось ему на всю жизнь.

Вспоминает сам Демис Руссос:







16 и 23 марта - пластинка «Малыш и Карлсон»

Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил по имени Карлсон появился на свет в 1955 году в Стокгольме благодаря фантазии шведской писательницы Астрид Линдгрен. В Советском Союзе книгу перевели почти сразу же, но настоящую известность этот персонаж получил благодаря мультфильму, который вышел в прокат в 1968 году. А через год вышла одноименная пластинка. Но Карлсон запомнился нам именно таким, каким его создали художники-мультипликаторы Анатолий Савченко и Юрий Бутырин. Появление на советских экранах «мужчины в самом расцвете сил» многие критики сравнивали с запуском первого спутника. Карлсон стал первым положительным героем детской сказки, обладающий полным набором отрицательных черт. Толстяк с пропеллером был самовлюбленным, жадным, ленивым. Полюбить такого персонажа мог заставить только гений. Им оказался актер Василий Ливанов, который озвучил Карлсона и сделал его невероятно харизматичным. Но не только голос Карлсона невозможно забыть. Его друг Малыш говорит задорным голосом великой актрисы Клары Румяновой, тем самым, которым говорят самые любимые персонажи советских мультфильмов — Чебурашка и Мамонтенок. А очаровательную домомучительницу Фрекен Бок озвучила сама Фаина Раневская. После выхода мультфильма, сказка разлетелась на цитаты, а пластинка «Малыш и Карлсон» появилась в каждой уважающей себя советской семье.

Рассказывает режиссер Юрий Бутырин:





Рассказывает Василий Ливанов:



9 марта - пластинка Джо Дассена «Люксембургский сад»

С Джо Дассеном советский зритель познакомился в 1979 году благодаря концерту артистов французской эстрады. К этому времени американец по происхождению - Джо Дассен добился признания во Франции и уже более десяти лет был в зените своей славы. В конце 70-х из-за прихода к власти кабинета Валери Жескара Дестена отношения между Францией и Советским Союзом потеплели настолько, что площадь перед гостиницей «Космос» в Москве назвали в честь Шарля Де Голля, а саму гостиницу доверили строить французской фирме. В то время все французское в нашей стране принимали на ура и отставания этого никто не заметил. В белоснежную обаятельную улыбку Джо Дассена советский зритель влюбился сразу. Несмотря на бешеную популярность в Советском Союзе вышло всего несколько пластинок Джо Дассена. Миллионные тиражи никто не видел в продаже, они расходились, разлетались «по своим». Пластинки привозили из-за границы, песни Джо Дассена записывали на магнитофон с телевизора. Но его всегда было мало. И вот, в 1979 году - первый гигант «Люксембургский сад». Наконец-то! Через три года после официального релиза, но советскому слушателю это было неважно. В 1979 году Джо Дассен приехал в Москву. Правда, никто из советских фанатов его не увидел. Он выступил на открытии гостиницы «Космос» и вернулся в Париж. Госконцерт предложил ему гастроли по стране, но эти планам так и не суждено было осуществиться. В 1980 году Джо Дассен неожиданно умирает от инфаркта во время своего отдыха на острове Таити. Пластинка «Люксембургский сад» станет прощальным подарком Джо Дассена советскому слушателю.

2 марта - пластинка «Песни Давида Тухманова»

На дворе 1973-й год. Давид Тухманов еще не успел совершить революцию на советской эстраде. Он сделает это чуть позже — всего два года спустя выйдет его пластинка «По волнам моей памяти», а пока — Давид Тухманов самый модный, самый востребованный, самый высокооплачиваемый композитор Советского Союза, работающий в жанре эстрадной песни. Все его произведения становятся шлягерами немедленно. Он, как счастливый билет для молодых исполнителей. Его песня «Опять от меня сбежала последняя электричка» сделала певца Владимира Макарова знаменитым в одну минуту. А песня «Мой адрес — Советский Союз» до сих пор остается визитной карточкой вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Эта песня была написана поэтом Владимиром Харитоновым специально для Самоцветов. Знаменитые строки впервые прозвучали на фестивале «Песня года — 72». Харитонов со сцены обратился ко всем композиторам Союза с просьбой написать музыку. Превратить агитационный плакат в шлягер — мог только волшебник Давид Тухманов. Он и взялся за эту песню и написал ее на спор.

«Мой адрес — Советский Союз», «Соловьиная роща», «Притяжение земли» легко вписывались в официозный стандарт. В 1972 году Тухманову даже вручили Премию Московского Комсомола за музыкальные достижения на патриотической ниве. Соответствуя стандартам, он делал советскую эстраду более яркой, легкой и живой и часто выходил за рамки обычного патриотизма. Порой масштабы его достигали поистине вселенского масштаба. Так было с песней «День без выстрела». «Песни Давида Тухманова» разлетелась по стране моментально, как эхо. И стала первым серьезным итогом работы Тухманова на советской эстраде.

Рассказывает руководитель коллектива «Самоцветы» - Юрий Маликов:



Вспоминает сам композитор Давид Тухманов:



Вспоминает заслуженная артистка России - Галина Алексеевна Ненашева:





23 февраля - пластинка «Поет Валерий Ободзинский»

Пластинка «Поет Валерий Ободзинский» появилась на свет в 1973 году. Она стала первым полноценным альбомом певца, которого на тот момент боготворила вся страна. Он, молодой и дерзкий, буквально ворвался на музыкальный Олимп, оставив далеко позади таких корифеев отечественной эстрады, как Иосиф Кобзон и Эдуард Хиль. До 1975 года таких аншлагов в стране не собирал никто. Но не все было так безоблачно: любимец публики — Валерий Ободзинский был в немилости у советской власти. Чиновники от культуры обвиняли его в том, что он поет о любви, но не к партии или родине, а к женщине. Ободзинский же наотрез отказывался от патриотических песен. И в 1971 году ему на целый год запретили гастроли по стране. То, что министр министр культуры Екатерина Фурцева прощала своему любимчику Муслиму Магомаеву, она не прощала Ободзинскому. Но самое болезненное для певца было изгнание из эфира. Его песни не звучали по радио, его выступления не показывали по телевизору. А знаменитую «Восточную песню» председатель гостелерадио Сергей Лапин лично вырезал из концертов. Та самая «Восточная песня», которая так раздражала товарища Лапина, стала не только одной из лучших в творчестве Ободзинского, но и в творчестве Давида Тухманова, который ее написал. Именно этому композитору суждено было зажечь звезду Ободзинского. Эту песню Ободзинский посвятил жене Нелли, у которой глаза были как раз чайного цвета. «Анджела» — еще одна песня на этой пластинке посвященная жене, она была записана после рождения первой дочери Анжелы. Про Ободзинского часто говорили, что он поет сердцем. А на пластинке, которую вы сейчас услышите, собраны, пожалуй, лучшие его песни.

О невероятной популярности рассказывает вдова — Нелли Ободзинская:






Историю рассказывает композитор Давид Тухманов:





15 февраля - пластинка «Поет Далида»

На гастроли в Советский Союз великая Далида собиралась неоднократно, но этому, увы, так и не суждено было случиться. Зато благодарный советский слушатель не один десяток лет с замиранием сердца ждал ее появления в каком-нибудь из западных телешоу, так редко транслируемых в Советском Союзе. И вот в 1980 году в стране наконец-то вышла первая большая пластинка певицы — сборник «Поет Далида». Настоящий подарок поклонникам, но только самым счастливым. В семидесятых фирма «Мелодия» выпускала альбомы и других западных звезд, в основном, правда, французских: Эдит Пиаф, Мирэй Матье, Шарль Азнавур. Далида родилась и выросла в Египте, но всеобщее признание она получила именно во Франции, поэтому советский зритель и знал её благодаря легендарным концертам артистов французской эстрады, приуроченных ко дню взятия Бастилии. В семидесятые по популярности Далида уступала разве что боготворимой всеми Анне Герман. В нашей стране Далиду любили и продолжают любить не только за уникальный голос, но и за трагичность ее судьбы. Красивая, успешная и бесконечно одинокая. Все ее мужья покончили собой, да и она сама, не выдержав ударов судьбы, отравилась в возрасте пятидесяти четырех лет. Одинокая сильная женщина — очень русская история. Удивительно, но в эту пластинку не вошла, пожалуй, самая знаменитая в нашей стране песня Далиды — «Пароле». Ее она исполнила вместе с Аленом Делоном в 1972 году, зато в сборник «Поёт Далида» вошли песни разных лет на арабском, итальянском и французском.

Рассказывает музыкальный критик Сергей Соседов:




Рассказывает историк моды Александр Васильев:





2 февраля - пластинка «Голубой щенок»

В 1976 году у большинства советских детей появился новый друг — щенок необычного цвета. На экраны вышел мультипликационный фильм «Голубой щенок». Сказочного персонажа придумал поэт Юрий Энтин, а точнее, подсмотрел его за границей у одного венгерского писателя. «Голубого щенка» очень быстро растащили на цитаты из песен. Поэтому пластинка вышла незамедлительно, сразу же после премьеры мультфильма. Музыку на стихи Юрия Энтина написал его друг— композитор Геннадий Гладков. К тому времени творческий тандем Энтин-Гладков уже успел выпустить легендарных «Бременских музыкантов», «Волшебника Изумрудного города» и «Маша и Витя против Диких гитар». Композитор и поэт понимали друг друга с полуслова, и работа проходила легко. Эта пластинка Энтина и Гладкова по популярности уступала только их знаменитым «Бременским музыкантам». Такой ошеломляющий успех во многом случился и благодаря тому, что роли озвучили лучшие актеры того времени: Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов.Советские дети сразу же влюбились и в злого пирата, и в элегантного кота, и, конечно же, в грустного голубого щенка. Пластинка «Голубой щенок» вошла в десятку лучших детских пластинок Советского Союза.



25 января - пластинка «Любовь – огромная страна» ансамбля «Веселые ребята»

В 1966 году на советской сцене появилась группа активных, талантливых молодых людей, которые совершили музыкальную революцию. Они все делали иначе: не так одевались, не так пели, использовали другие ритмы. Но их музыка соответствовала духу времени, поэтому успех был оглушительным. Меньше, чем за пять лет они добились невероятной славы. Первыми из советских исполнителей дали сольный концерт на большой площадке – в спорткомплексе «Лужники». Их первый миньон семидесятого года разошелся тиражом более 15 млн копий. За него три года спустя «Веселые ребята» получили серебряную медаль на международном конкурсе грамзаписи в Ливерпуле. Но советская власть этим успехам, кажется, была совсем не рада. «Веселых ребят» не показывали по телевизору, фирма «Мелодия» выпускала только миньоны. Так продолжалось до 1974 года. Когда после восьми лет существования в стране наконец-то появилась первая большая пластинка легендарного ансамбля «Веселые ребята» – «Любовь – огромная страна». Пластинку «Любовь – огромная страна» критики признали одним из лучших альбомов советской эстрады. А за песню «Я к тебе не подойду» в 1976 году «Веселые ребята» получили первую премию на международном конкурсе грамзаписи в Праге.

Вспоминает бывший участник ансамбля Александр Буйнов:




Рассказывает руководитель коллектива Павел Слободкин:





19 января - пластинка «Муслим Магомаев»

Пластинка «Муслим Магомаев» вышла в Советском Союзе в 1970 году. К этому времени масштаб популярности Муслима Магомаева в стране граничит с эпидемией. Устоять перед Магомаевым невозможно — он красив, совсем не по-советски элегантен, но главная черта, которая отличает его от коллег по эстраде — эмоциоанальность. В Советском Союзе было не принято демонстрировать чувства на сцене, страсть и сексуальность под запретом, но Магомаев ломает много стереотипов.

Магомаев первый в Союзе официально исполнил песни Битлз. Он поет на английском и итальянском — и ему все сходит с рук. Он любим не только публикой, но и властью. Ему благоволит министр культуры Екатерина Фурцева, его «Белла чао» напевает сам Леонид Ильич Брежнев. Магомаеву удалось вписаться в советскую систему. Для него пишут песни лучшие поэты и композиторы страны — Пахмутова, Евтушенко, Рождественский, Бабаджанян. Работа с композитором Арно Бабаджаняном — отдельная глава в истории творчества Муслима Магомаева. Именно Бабаджанян написал первый советский твист — «Лучший город земли», который Хрущев сразу же запретил. Песня «Лучший город Земли» стала визитной карточкой Муслима Магомаева. Она не вошла в пластинку семидесятого года, но оставить ее за эфиром мы не могли. Поэтому вы услышите пластинку «Муслим Магомаев» и сингл — «Лучший город Земли», который появился на свет в 1964 году.

Рассказывает вдова исполнителя — оперная певица Тамара Синявская:







«50 пластинок: детям»

В дни новогодних праздников мы решили подарить наш совместный проект детям!

Каждое утро, с 1 по 12 января с 9:00 до 10:00, пока родители отсыпались, детки слушали легендарные сказки, на которых выросло не одно поколение:

  • сказка «Щелкунчик» с музыкой из одноименного балета Чайковского;
  • музыкальная сказка «Али-Баба и 40 разбойников», которую озвучивали Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Вениамин Смехов и другие гениальные артисты;
  • хорошо нам всем знакомая сказка «Буратино», полностью озвученная одним из ведущих советских мастеров радиовещания для детей - Николаем Литвиновым;
  • волшебная сказка «Снежная королева», записанная в 1969 году, и любимая многими по сей день;
  • самая новогодняя сказка «12 месяцев» в постановке Московского Художественного Академического Театра.
    



29 декабря - пластинка «По следам бременских музыкантов»

Пластинка «По следам бременских музыкантов» могла не появиться. Но в 1973 году она все же вышла. И вот как это было. В одно солнечное утро в квартире поэта Юрия Энтина раздался телефонный звонок. Звонили со студии «Союзмультфильм» с предложением создать продолжение нашумевшей истории про Бременских музыкантов. С этим предложением Юрий Энтин пришел к своим коллегам Василию Ливанову и Геннадию Гладкову, и им эта идея не очень понаравилась. Первая часть Бременских музыкантов была пародией на советское общество, потому и пролежала девять месяцев на полке. Вторую часть Бременских музыкантов Василий Ливанов тоже задумал, как пародию, правда, на этот раз не социальную, а музыкальную. Объектом сатиры стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, бесконечно гастролирующие по стране. Записать пародию доверили популярному певцу, секс-символу эпохи — Муслиму Магомаеву, у которого к тому времени уже вышла пластинка музыкальных пародий. Магомаев обладал редким талантом кардинально менять тембр голоса — он пел голосами Шаляпина, популярного советского исполнителя Полада Бюльбюль-оглы, поэтому во второй части Бременских музыкантов он исполнил партии трубадура, атаманши и гениального сыщика. Правда, сразу после выхода из-за песни «Баю-баюшки-баю» и «Мы к вам приехали на час» пластинку назвали «марихуаной для детей» и попытались запретить. Но все это было безуспешно, пластинка мгновенно разлетелась по стране миллионными тиражами.



22 декабря - Александра Пахмутова «Любовь моя — спорт»

На дворе 1980 год — в стране только и разговоров, что о спорте. Москва готовится принимать гостей и участников Олимпиады. 78 олимпийских объектов «доводят до ума». Все должно быть идеально и соответствовать международным стандартам. Согласно требованиям Международного Олимпийского комитета, принимающая сторона должна сделать олимпийский фильм. Серьезную задачу советская власть возложила на режиссера Юрия Озерова. А он, в качестве репетиции, решил снять фильм «Любовь моя — спорт», рассказывающий о Летней Спартакиаде СССР 1979 года.

Для работы над фильмом Озеров привлекает одного из лучших композиторов страны — Александру Пахмутову. Фильм «Любовь моя — спорт» никто, увы, не запомнил, а вот песни в исполнении Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Софии Ротару — навсегда покорили сердца советских слушателей. Поэтому вслед за выходом картины, фирма Мелодия немедленно выпускает пластинку «Любовь моя — спорт». На ней впервые звучит не вошедшая в фильм песня «Команда молодости нашей» в исполнении Людмилы Гурченко.

После выхода картины «Любовь моя — спорт» Озеров и Пахмутова сделают еще один фильм «О спорт — ты мир!». А в феврале 1980 Александра Пахмутова и Николай Добронравов получат заказ на написание прощальной песни московской Олимипады — «До свидания, Москва», под которую на Центральном стадионе имени Ленина будут плакать тысячи гостей, провожая в небо олимпийского мишку.

Рассказывает Александра Пахмутова:







15 декабря - Александр Вертинский

В 1982 году фирма «Мелодия» выпускает пластинку с песнями Александра Вертинского. В сборник вошли отреставрированные записи 20-х годов,

которые привозили в страну контрабандой и передавали из рук в руки. В 1920 году Вертинский вместе с остатками белой армии уже покинул Россию, поэтому для советский власти он был беглецом, эмигрантом, а за прослушивание его песен в Союзе сажали в тюрьму. Для Вертинского же, напротив, Россия всегда была единственной музой. В эмиграции он меняет костюм Пьеро на элегантный фрак и цилиндр, но и в Харбине, и в Шанхае, и в Берлине, и в Париже он неизменно поет песни на стихи Блока, Есенина, Аненнского. В какой-то момент он безоговорочно становится квинтэссенцией Серебряного века. В эмиграции Вертинским были написаны, пожалуй, его лучшие вещи: «Аравийская песня», «Пиколло бамбино», «Маленькие актрисы», «Джимми-пират». Героями его историй всегда становились циркачи, актрисы, пираты... странники, как и он сам, двадцать три года проскитавшийся по миру. Его камерный хрупкий голос любили не только в парижкских кабаках, но и в родной стране. Только не официально, конечно. Говорят, сам Сталин частенько отправлялся с ним в путешествие в бананово-лимонный Сингапур. В 1943 Вертинский наконец-то возвращается в Советский Союз. Восхищенный победой русских под Сталинградом, он в то же время жестоко разочарован текущим положением дел. Он без устали дает гастроли по стране, собирая аншлаги, а в 1951 даже получает сталинскую премию. Но не за песни, а за ничем особо не выдающийся фильм «Заговор обреченных». Вертинский — звезда мирового масштаба, но в стране его официально нет. Его песни по-прежнему не звучат на радио, по телевизору и не выходят на пластинках. За полгода до смерти Вертинский напишет письмо министру культуры Кафтанову с вопросом — почему так? Но умрет, так и не получив ответа. Волна посмертной славы накроет шансонье буквально через десять лет, и песни Вертинского зазвучат снова, и будут звучать теперь, надеемся, всегда.

Рассказывает дочь артиста — актриса Анастасия Вертинская :







7 декабря - Микаэль Таривердиев «Песни из кинофильма "Ирония судьбы"»

В первый день 1976 года на российские экраны выходит фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Новую картину Эльдара Рязанова советский зритель полюбил всерьез и надолго, и во многом — благодаря музыке. «Иронию судьбы» покажут еще дважды, Олега Мягкова признают лучшим актером года, а фирма «Мелодия» выпустит пластинку с хитами из фильма. Одиннадцать песен, написанных Микаэлем Таривердиевым на стихи Цветаевой, Ахмадулиной и Пастернака. Обращение к высокой поэзии — нетипичное поведение для советского композитора. Но именно умение работать с классикой и есть таривердиевский конёк. Великий композитор Таривердиев за свою карьеру напишет музыку еще к 131 фильму, 5 операм, 18 и 2 балетам. Он оставит гигантское наследие органных сочинений, но настоящую народную любовь ему принесет именно этот фильм. «Ирония судьбы, или с Легким паром!» сделала любимцем публики не только Таривердиева, она в одночасье превратила актрису Лию Ахеджакову — в звезду и познакомила страну с Аллой Пугачевой. Так, как Пугачева пела в этом фильме — она больше не будет петь никогда. После «Иронии судьбы» — дороги композитора и будущей Примадонны разойдутся, но все романсы прочно войдут в золотой фонд хитов Пугачёвой. За вторую, мужскую часть «хитов навсегда» отвечал композитор и бард Сергей Никитин, с которым у Таривердиева сложились теплые отношения. Помимо песен из «Иронии судьбы» в пластинку вошли композиции из многосерийного телевизионного фильма Александра Прошкина «Ольга Сергеевна», которые исполнил народный артист СССР Иосиф Давыдович Кобзон.



1 декабря - «Песни Давида Тухманова. Мой адрес — Советский Союз»

На дворе 1973 год. Давид Тухманов еще не ударил по советской эстраде контрапунктами. Он сделает это чуть позже — всего два года спустя выйдет его революционная пластинка «По волнам моей памяти», а пока — Давид Тухманов самый модный, самый востребованный, самый высокооплачиваемый композитор Советского Союза, работает в жанре эстрадной песни. Все его произведения становятся шлягерами немедленно. Он как счастливый билет для молодых исполнителей. Его песня «Опять от меня сбежала последняя электричка» сделала певца Владимира Макарова знаменитым в одну минуту. Он повлиял на карьеру многих. Его песня «Соловьиная роща» стала одной из лучших в репертуаре народного артиста Льва Лещенко. «Соловьиная роща», «Притяжение земли» легко вписывались в официозный стандарт. В 1972 году Тухманову даже вручили Премию Московского Комсомола за музыкальные достижения на патриотической ниве. Соответствуя стандартам, он делал советскую эстраду более яркой, легкой и живой даже там, где это не представлялось возможным. Как в случае со стихами Владимира Харитонова. Из которых и родился тот самый легендарный хит про дом и про улицу и про адрес — Советский Союз. Помимо этой песни на счету Тухманова еще с десяток музыкальных шлягеров. Алхимик от музыки, он, кажется, и правда создал секретную формулу создания хита. Его песни несутся из окон, сотрясают танцплощадки от Москвы до Владивостока. А его песню — «Эти глаза напротив», в исполнении Валерия Ободзинского, женщинам дарят вместо цветов. Пластинка «Песни Давида Тухманова. Мой адрес — Советский Союз» разлетелась по стране моментально, как эхо. И стала первым серьезным итогом работы Тухманова на советской эстраде.



23 ноября - Татьяна и Сергей Никитины «Синий цвет»

Пластинка «Синий цвет» появилась на прилавках советских магазинов в 1986 году. Это была уже тринадцатая по счету пластинка популярного дуэта Татьяны и Сергея Никитиных. К моменту выхода пластинки супружеская пара выступала на сцене уже более десяти лет. Пластинка стала своего рода сборником хитов, итогом совместного творчества. Пластинка стала подарком для ценителей типично «никитинского» звучания, негромких гитарных аккордов сопровождающих лучшие стихи таких поэтов, как Шекспир, Пастернак, Юнна Мориц. Их песни всегда были вдумчивой альтернативой эстрадно-развлекательному мейнстриму советских вокально-инструментальных ансамблей, господствовавших в то время на советской эстраде. Они продолжали традиции авторской песни, поэтому аннотацию к пластинке Булат Окуджава написал лично.

Рассказывает композитор Сергей Никитин:







17 ноября - Вокально-инструментальный квартет «Гайя»

Первая пластинка вокально-инструментального квартета Гайя вышла в 1967 году. Музыкальная четверка из Азербайджана только-только получает признание на Всесоюзном конкурсе исполнителей в Москве. Их необычное эстрадно-джазовое звучание отмечает сам Леонид Утесов. Музыканты тотчас отправляются на гастроли по всему миру, телевидение разных стран снимает про них документальные фильмы. А фирма «Мелодия» предлагает им записать пластинку с участием лучших коллективов страны – оркестром Леонида Утесова, оркестром Людвиковского и оркестром Олега Лундстрема. Тираж этой пластинки составил пять миллионов копий.

10 ноября - Ансамбль «Орэра»

Ансамбль «Орэра» был образован в 1961 году при Тбилисской филармонии. В составе были исключительно брутальные мужчины. Правда, три года спустя мужской коллектив все-таки разбавила выпускница Тбилисской консерватории Нани Брегвадзе. А еще через два года в ансамбль пришел молодой обаятельный Бубочка – Вахтанг Кикабидзе. Именно в таком составе «Орэра» и переживает свои золотые времена. Музыканты любимы публикой, а советская власть с радостью выпускает их за границу на гастроли. Молодые талантливые ребята из солнечной Грузии явно способствуют формированию положительного имиджа страны за рубежом. Ансамбль «Орэра» гастролирует по всему миру: ему рукоплещут все страны от ГДР – до Сиднея. В 1967 году коллектив принимает участие в выставке Экспо-67 в Канаде. А по возвращению, фирма «Мелодия» выпускает первый диск-гигант популярного коллектива с одноименным названием «Вокально-инструментальный ансамбль Орэра». В альбом вошли те самые песни с зарубежных гастролей, исполненные на русском, грузинском, английском и итальянском. Первый гигант «Орэры» разлетелся по Союзу миллионными тиражами. Нани Брегвадзе еще более десяти лет пела в составе вокально-инструментального ансамбля, который признан лучшим музыкальным коллективом Грузии двадцатого века.



27 октября - «Машина времени»

25 февраля 1986 года на двадцать седьмом съезде КПСС прозвучали важные слова - гласность и демократизация. И сразу же многое стало возможным. Фирма «Мелодия» первым делом выпустила пластинку группы «Машина Времени», которую страна ждала почти десять лет. Песни с пластинки «В добрый час» большая часть советских граждан запомнила наизусть, передавая друг другу самопальные магнитофонные записи. В семидесятых звукозапись приравнивалась к подвигу, который музыканты «Машины времени» совершали постоянно. Музыку писали, где придется. Для записи одинаково хорош был и красный уголок автобазы, и залы ГИТИСа, где в те годы работал Александр Кутиков. Подпольные магнитоальбомы «Машины времени» регулярно записывали не только в Союзе. В 1982 году в Америке выходит альбом «Охотники за удачей» - и тоже неофициально. По поводу американской пластинки с музыкантами велись разъяснительные беседы сотрудниками КГБ. Официально до 1986 года «Машина времени» не дала ни одного концерта в Москве, не появлялась на телевидении, но фактически на концерты группы люди буквально лезли по водосточным трубам. Выход этой пластинки поставил точку в борьбе с современной культурой. «Машина времени» участвует в популярном теле-шоу «Музыкальный ринг», дает совместные концерты с группой «Секрет», выпускает еще один альбом, а в стране начинается Перестройка.

Рассказывает лидер группы Андрей Макаревич:



Рассказывает Александр Кутиков:





27 октября - Булат Окуджава «Песни»

Высоцкий считал Булата Окуджаву своим духовным учителем, и даже как-то признался, что не будь Окуджавы, никогда бы и не написал ни строчки. Но Булат Окуджава дал вдохновение не только Высоцкому – он определил творческие судьбы всего послевоенного поколения. Булат Шалвович был со временем в каких-то особых отношениях. Он не то, чтобы за ним гнался, но очень пристально наблюдал. Настолько пристально, что советская власть обвиняла его в отсутствии масштабности мысли. Хоть власть и критиковала Окуджаву, до открытого конфликта не доходило. Но все равно – пластинки его в Союзе не выходили, и советская интеллигенция передавала из рук в руки самопальные магнитофонные записи. В те годы, каждый ценитель музыки охотно выставлял свой магнитофон на подоконник и делился любимой музыкой со всеми, тем самым создавая альтернативу официальной культуре, рвавшейся из радиоприемников и с экранов телевизоров. Из окон часто звучали песни Булата Окуджавы. Пластинка Окуджавы «Песни» была одной из первых, вышедших в Союзе. В альбом попали лучшие песни поэта «Песня об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», которые позже признали гимном поколения шестидесятых.

Рассказывает супруга поэта Ольга Владимировна Окуджава:







20 октября - Андрей Миронов

Если бы в Советском Союзе существовали музыкальные чарты, вроде английского то, наверняка, песни в исполнении Андрея Миронова уверенно занимали бы там первые места... но таких чартов не было. Зато в 1977 году фирма «Мелодия» на радость советским гражданам выпустила пластинку с песнями Андрея Миронова. Надо сказать, что народный артист Андрей Миронов на экране запел лишь через семь лет после начала своей кинокарьеры. А произошло это в 1968 году на съемках фильма «Бриллиантовая рука». Несмотря на отсутствие профессионального музыкального образования, Миронов имел не только идеальный слух, но и идеальный вкус. У него была огромная коллекция джазовых пластинок, которые он часто слушал в компании своих друзей-музыкантов. Слушал жадно, с интересом, а все самое лучшее использовал для работы над образами своих харизматичных киногероев. А очарованная страна вслед за этими самыми героями напевала про Рио-Рио и парус одинокий.

13 октября - Рок-опера «Юнона и Авось»

Рок-оперу «Юнона и Авось» многие знают благодаря театральной постановке, которую в 1981 году на сцене Ленкома впервые поставил режиссер Марк Захаров. А меж тем, началось все намного раньше, с записи пластинки. Впервые рок-оперу на музыку Алексея Рыбникова со стихами Андрея Вознесенского ответственный секретарь фирмы Мелодия Евгения Лозинская услышала в 1978 году. И, несмотря на большое количество православных и католических молитв, приняла решение - пластинке быть. Воспользовавшись тем, что Вознесенский только что получил Государственную премию, она провела "Юнону и Авось" не по оперной редакции, которая никогда бы ее не пропустила, а по литературной. Руководство Мелодии доверяло Лозинской и в студию не заглядывало. Но когда материалы были озвучены, их послушали и ужаснулись - опера с церковными текстами в то время была неслыханной дерзостью. Композитора Рыбникова немедленно объявили диссидентом, а Лозинскую чуть не уволили. Ситуацию спас композитор Родион Щедрин, который тогда возглавлял Большой Художественный Совет Мелодии. Он оценил пластинку, как блестящую, выдающуюся работу. Но «Юнона и Авось» тем не менее застряла на полке. Рыбников тогда пошел ва-банк - устроил презентацию пластинки в храме Покрова в Филях. Да еще и иностранных журналистов позвал. Это был прямой вызов агонизирующему коммунистическому режиму. Судьба у оперы «Юнона и Авось» сложилась удачно. Она с блеском гастролировала по миру, пластинка разошлась миллионными тиражами, а постановка «Юнона и Авось» до сих пор живет в репертуаре театра Ленком.

5 октября - Александр Зацепин «Разговор со счастьем»

Пластинка «Разговор со счастьем» стала бенефисом выдающегося композитора Александра Зацепина и выдающегося режиссера Леонида Гайдая. Она вышла в Советском Союзе в 1974 году. Творческий роман Гайдая и Зацепина начался с «Операции Ы и других приключений Шурика» в 1965 году и продолжился картинами «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница». Но если творческий роман с Гайдаем складывался непросто, то в паре Дербенёв-Зацепин господствовала самая настоящая идиллия. Поэт Дербенёв легко подбирал слова к музыке композитора Зацепина, а тот сопровождал все это звуковыми эффектами. Их всегда можно было найти в домашней студии Зацепина, которая, по тем временам была оборудована по последнему слову техники. Плодотворный союз Зацепин-Дербенёв подарил миру много прекрасных песен, украсивших советское кино. «Мираж», «Любовь одна» из «Тайника у красных дверей», «Берег моря» из «Красной палатки» и, конечно же, знаменитый «Есть только миг» из фильма «Земля Санникова». История все рассудила правильно - песня «Есть только миг» стала национальным достоянием, как и большинство песен с пластинки «Разговор со счастьем».

15 сентября - Владимир Высоцкий «Баллады и песни»

Пластинка "Баллады и песни" была записана в 1974 году, но, как и все творения Высоцкого, пролежала на полке четыре года. Всесоюзная студия грамзаписи издала ее только в 1978 году по заказу болгарских коллег - фирмы "Балкатон". Пластинка вышла ограниченным тиражом, по спецзаказу и была предназначена для продажи за рубежом. В Советском Союзе этот диск достать было невозможно даже на черном рынке. Парадоксально, что песни Высоцкого знала наизусть вся страна, его часто приглашали высокие чины попеть для «своих», но официально Высоцкого не существовало: его книги не печатались, диски не издавались.

8 сентября - «В ритме танца»

В 1971 году жители страны развитого социализма смотрят в телевизор, как в окно. Границы закрыты: телевизор - главный источник информации о мире, он есть в каждой семье. Досуг рядового советского гражданина скрашивают телефонистки и наладчицы, соревнующиеся в шоу "А ну-ка, девушки". Вся страна играет в Спортлото и беспокоится о том, чтобы Пизанская башня не упала, предлагая свои варианты по её спасению. Но за лакированной действительностью кипит совсем другая жизнь: не согласные с текущим положением вещей граждане активно интересуются западной культурой, в частности, музыкой. Магнитофон в стране - предмет первой необходимости, он даже престижнее мотоцикла. Достать его практически невозможно - и очень дорого. Информация о кумирах тоже на вес золота и овеяна множеством мифов.

В 1971 вышла пластинка, название которой до сих пор иногда всплывает в виде устойчивого выражения «В ритме танца». Сборник крутили на танцплощадках, на домашних проигрывателях – без танцев не обходилась ни одна встреча с друзьями, ни один более-менее праздничный повод. Не оставили без внимания пластинку и прожженные меломаны – пусть и написанные кириллицей, на обложке красовались имена зарубежных богов музыки – Хампердинк, Кросби, Азнавур, Далида. На протяжении почти четырех лет из каждого окна, в каждом доме культуры и отдыха, на каждой танцплощадке звучали заветные пятнадцать композиций первой в советах тематической пластинки с западным содержанием «В ритме танца».



1 сентября - «Маша и Витя против "Диких гитар"»

Наивную девочку Машу и всезнайку Витю придумал поэт Виталий Луговой и сценарист Павел Финн. В 1975 году на советские экраны вышел фильм "Новогодние приключения Маши и Вити". В чистых детских сердцах он оставил глубокий след. На волне успеха фильма фирма "Мелодия" записала пластинку. Музыку к этой сказке композитор Геннадий Гладков сочинил играючи, ровно также ее и записали знаменитые актёры Всеволод Абдулов, Михаил Боярский и другие. А персонаж Михаила Боярского - кот Матвей, так полюбился детям, что они еще много-много лет после выхода сказки мучали актёра просьбами подписать пластинку.

25 августа - Ансамбль «Мелодия» - «Джазовые композиции»

Ансамбль «Мелодия» появился на свет на базе Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» в 1973 году и выполнял в основном прикладную функцию, а именно - аккомпанировал певцам, записывающим свои альбомы. Таким образом, за год своего существования ансамбль набрал материала на пять весьма достойных пластинок. Но пришло время перемен - и четверо музыкантов басист Игорь Кантюков, руководитель Георгий Гаранян, пианист Борис Фрумкин и трубач Константин Носов заперлись в студии и написали свои собственные композиции - так на свет появился альбом «Лабиринт. Джазовые комппозиции», который тогда, в семьдесят четвертом году, был вершиной джазовой музыки в Союзе. Он звучал свежо, живо и, выражаясь современным языком, был в тренде. Он был выполнен в жанре электрофицированного джаз-рока. Сложную музыку, основанную на громких и напористых ритмах рок-музыки с большим количеством джазовых импровизации придумали и активно внедряли заокеанские коллеги - Майлз Дэвис, «The Mahavishnu Orchestra», «Viva report», но в глухом к мировым культурным революциям Советском Союзе, их пластинки достать было невозможно, поэтому советский джаз-рок рождался автономно и это был - мучительный процесс. Пластинка вышла в Советском Союзе небывалым для инструментальной музыки тиражом. «Лабиринт» Мелодии был на полке почти у каждого. Он вдохновил десятки и сотни тысяч молодых людей, и те, обалдев от услышанного, стали играть джаз-рок в своих самодеятельных коллективах по всей стране. Пластинка «Лабиринт» ансамбля «Мелодия» стала предтечей движения фьюжн, которое будет развиваться значительно позже, в 80-е, и навсегда осталась в музыкальной истории страны. В оформлении пластинки принял участие самый известный советский джазовый критик - Аркадий Петров. Он написал рецензию для конверта.

Рассказывает Кирилл Мошков, редактор журнала jazz.ru:





18 августа - Анна Герман «Эхо любви»

1 января 1980 года. Горячо любимая советскими слушателями польская певица Анна Герман выступает в Большом концертном зале «Октябрьский» в Ленинграде. В зале, как обычно, аншлаг, но никто из присутствующих еще не знает, что это последние гастроли Герман в Союзе. Она, правда, появится еще раз в Москве три месяца спустя, на фестивале «Мелодии друзей», но ее увезут в больницу прямо со сцены и первым самолетом отправят в Польшу. А через два года, в августе 1982, Анны Герман не станет. А этот самый, последний, ленинградский концерт в «Октябрьском», навсегда войдет в историю её жизни. Успеху Герман в Советском Союзе мог позавидовать любой артист – она приезжала каждый год по нескольку раз, подарив своим советским поклонникам более тысячи концертов в общей сложности. Так что, когда начались проблемы со здоровьем, Герман отменила все гастроли – кроме концертов в Советском Союзе. Эти последние выступления были очень тяжелыми, её мучали ужасные боли, пережить которые помогала подруга, джазовая певица Алла Бегалиева. Именно она занималась организацией концертов и сопровождала Анну на гастролях. В Советском Союзе Герман любили гораздо больше, чем в Польше. Там её считали некоммерческой певицей - и пластинки выпускали редко. В Союзе же фирма «Мелодия» только при жизни певицы издала не меньше десяти альбомов. Отношение к Герман в Польше изменилось только сейчас, через тридцать лет после смерти. А поворотным моментом стал, как ни странно, российский сериал об Анне Герман, который вышел в Польше в мае этого года.

Рассказывает биограф Анны Герман Иван Ильичев:






Рассказывает Алла Бегалиева, организатор концертов Анны Герман :





04 августа - «Алиса в стране чудес»

Пластинка «Алиса в стране чудес» вышла в свет в 1976 году. Но история ее появления была долгой и мучительной. Превратить Алису из обычной сказки в музыкальную, придумал декан актерского факультета МХАТа - Олег Герасимов. Три года он искал ключи к простой детской сказке, но диалоги не ложились и сценарий разваливался. Готовый материал руководство Мелодии не приняло, назвав его слишком сложным для детей. Потребовался год, чтобы утвердить сценарий. Написать песни к сказке Герасимов попросил своего ученика Владимира Высоцкого. Высоцкого на тот момент знала и любила вся страна, но официальная власть делала вид, что его не существует. Поэтому руководство «Мелодии» дало только устное разрешение на запись пластинки. Все риски взяла на себя ответственный редактор «Мелодии» - молодая и бесстрашная Евгения Лозинская. Высоцкий принял предложение с радостью. Он очень надеялся, что эта пластинка сделает его творчество легальным. Высоцкий хотел быть автором, а не исполнителем. Он написал 27 песен, большую часть которых отдал актерам, но задача была очень сложной, и справиться с ней мог, пожалуй, только сам Высоцкий, у которого голосовой диапазон был в четыре октавы. Безобидные песни Высоцкого точно отражали абсурдность эпохи застоя, и Министерство Культуры сразу же обвинило Всесоюзную студию грамзаписи в том, что она развращает детей чудовищными песнями Высоцкого. Ситуацию спасла Белла Ахмадулина, которую Высоцкий буквально за руку поймал в аэропорту перед вылетом в Париж. Она написала несколько восторженных строк о пластинке в новогоднем выпуске «Литературной газеты». Тогда печатное слово еще имело удельный вес, и случилось чудо - пластинка вышла. «Алиса в стране чудес» вышла на двух пластинках, одна из которых была сделана из экспериментального красного винила, очень редкого в Советском Союзе. Обложка также была необычной. Ее оформил друг Высоцкого – художник-абсурдист Игорь Лемешев.

Евгения Лозинская,ответственный редактор «Мелодии», вспоминает о работе с Высоцким:




Евгения Лозинская, ответственный редактор «Мелодии», рассказывает о том, как праздновали выход пластинки:





28 июля «Секрет» - «Ленинградское время»

В 80-х бит-квартет «Секрет» - главная группа Советского Союза. Четверо выпускников Ленинградского института театра, музыки и кинематографии собирают стадионы. За ними на гастроли ездят толпы фанатов. У Секрета свой собственный - первый в Союзе! - фан-клуб, своя рок-театр-студия в Петербурге. Они снимают клипы, ставят спектакли. Их дебютная пластинка «Секрет» имеет оглушительный успех. Песню про Алису, которая не может прожить без ирисок, поет вся страна. И вот на пике славы, в 1989 году, группа «Секрет» выпускает альбом «Ленинградское время», который в корне отличается от всего, что делала группа до этого. Альбом «Ленинградское время» был значительно серьезнее не только по содержанию, но и по звуку. Пластинку писали в Таллине. Студия была оборудована по последнему слову техники - и музыкантам было где развернуться. Привычной и простой получилась разве что обложка пластинки. Обложка «Ленинградского времени» очень напоминает обложку битловского альбома "Let it be". А четыре простых фотографии на конверте пластинки, по словам самих секретовцев, символизируют равноправность каждого участника группы.

Вспоминает Максим Леонидов:




Рассказывает Андрей Заблудовский:




21 июля - Группа «Браво»

На дворе 1987 год. В СССР пришла Перестройка и разрешила абсолютно все! И группа «Браво», еще вчера занимавшая почетное третье место в списке запрещенных музыкальных коллективов, выпускает пластинку на крупнейшем государственном лейбле «Мелодия». Песни про желтые ботинки, ленинградский рок-н-ролл и старый отель вся страна, конечно, знала наизусть и до этого - старательно переписывала с магнитофона на магнитофон и с удовольствием пела, правда не афишируя…вполголоса. Первый официальный альбом группы «Браво» разлетелся по стране тиражом в пять миллионов экземпляров. Мелодиевский винил сделал группу «Браво» узнаваемой. После его выхода музыкантами заинтересовались в Финляндии. И дебютный альбом «Браво» практически сразу же был переиздан одним из финских звукозаписывающих лейблов. В Москве пластинку писали в студии известного композитора и продюсера Александра Кутикова. Решение о выходе пластинки было принято спонтанно, и музыканты совсем забыли о том, что у альбома должно быть «лицо». Поэтому у обложки не было никакой концепции. Фотография была сделана после одного из концертов и оформлена в коллаж.

Вспоминает Евгений Хавтан:




Рассказывает Александр Кутиков:




14 июля - «Наутилус Помпилиус» - «Князь тишины»

В конце 80-х практически из каждого открытого окна в Советском Союзе доносились песни группы «Наутилус Помпилиус». Пик славы свердловского коллектива пришелся на 1988 год. На волне общей миграции рок-музыкантов из регионов в столицу, «Наутилус Помпилиус» перебирается в Москву. Музыкантов обвиняют в провинциальности звучания. Необходимость выпуска пластинки – очевидна. Тогда группа закрывается в общежитии при МВТУ имени Баумана, где остановилась на тот момент, и переигрывает любимые страной хиты со своих старых альбомов – «Шар цвета хаки», «Казанова», романтическое послание «Гудбай, Америка». Вспоминает Вячеслав Бутусов. В столице музыкантов под свое крыло пыталась взять сама Пугачева, но Бутусов на порыв ответил сдержанно. Результатом непродолжительной дружбы с Примадонной стала песня «Доктор твоего тела», где Пугачева поет на бэк-вокале. Бутусов в студии появлялся нечасто, потому что весь альбом был сделан с помощью компьютеров. Сводил пластинку известный композитор и аранжировщик Александр Кальянов. Обложку альбома оформил штатный художник «Мелодии». Любопытно, что на бутлегерских кассетах альбом «Князь тишины» превратился в альбом «Казнь тишины» - что в начале Перестройки прозвучало довольно актуально.

Вспоминает Александр Кальянов:




7 июля - «Аквариум» - «Радио Африка»

Альбом «Радио Африка» появился на свет в 1983 году. И пришелся очень кстати - как раз в самый расцвет подпольного молодежного движения, сдерживать которое официальным властям было уже не под силу. Как и положено всему революционному, альбом «Радио Африка» был секретным и записывался партизанским способом - на выездной студии фирмы «Мелодия», которая в то лето заехала в Ленинград по совершенно официальному делу, без намерения писать рок-н-ролл. Советский чудо-вагончик был оборудован по последнему слову техники. Во всем цивилизованном мире в подобных студиях писались группы уровня «Queen», «Rolling Stones», «Deep Purple» и «Led Zeppelin». И упустить такую возможность продюсер Андрей Тропилло – Остап Бендер российского рок-н-ролла - конечно же, не мог. Альбом «Радио Африка» писали по ночам. Времени катастрофически не хватало. Все музыкальные эксперименты придумывались на коленке, постоянно менялся состав. В записи пластинки приняли участие джазмен Игорь БУтман и гитарист Александр Титов. За пультом круглосуточно сидел звукорежиссер Мелодии Владимир Глазков, который после записи свалился с температурой. Вспоминает Борис Гребенщиков. Обложку пластинки оформил фотограф Андрей Усов. Это единственный альбом Аквариума, на котором нет названия группы. После выхода пластинка получила статус культовой, а песня «Рок-н-ролл мертв» стала гимном десятилетия.

Вспоминает Борис Гребенщиков:




Вспоминает Андрей Тропилло:




30 июня - «Zodiac» - «Disco alliance»

Группа «Zodiac» появилась на небосклоне советской поп-музыки, как неопознанный летающий объект. Дебютный альбом «Disco alliance» вышел в 1980 году и внес поистине космический хаос в музыкальное пространство тех лет. Он не вписывался ни в какие рамки и не соответствовал никаким стандартам - он эти стандартны создавал. Именно с дебютной пластинки Зодиака для многих и началась электронная музыка в Советском Союзе. И совершенно непонятно, как скромному студенту Латвийской Государственной консерватории Янису Лусенсу удавалось делать такой модный электронный звук в стране, где достать даже обычный синтезатор было практически невозможно. Музыкальные эксперименты «Zodiac» часто сравнивали с французскими «Space» и немецкими «Tangerine Dream», но эта «прозападность» на судьбе «Zodiac» не сказалась. По всей видимости, обилие космических звуков и синтезаторов советской цензуре не мешало. Альбом стал самым продаваемым в Латвии и разлетелся по Союзу и за его пределами рекордным тиражом в двадцать миллионов экземпляров.

Вспоминает Янис Лусенс:




23 июня - Саундтрек к кинофильму «АССА»

Саундтрек к кинофильму «АССА» вышел на Мелодии в 1987 году, практически за год до появления ленты в прокате. И считается, что именно музыка во многом и определила успех картины, в которой режиссер Сергей Соловьев впервые в российском кинематографе выводит на экран неслыханных персонажей – воров в законе и рок-музыкантов. Последним как раз и суждено стать героями нового поколения. Премьеру «АССЫ» устраивают в ДК МЭЛЗ, и она продолжается несколько дней. Сеансы идут ночью, билеты достать невозможно - перед каждым показом на сцене звезды андеграунда - группы «Аквариум», «Кино», «Бригада С», «Звуки-Му», «Браво» с Жанной Агузаровой... Это была самая настоящая первая «презентация» с перформансами, концертами, креативными кружками и майками и, конечно, пластинкой «АССА» которые можно было купить на память. Обложку пластинки оформил сын Сергея Соловьева – Митя Соловьев. А музыку к кинофильму написал Борис Гребенщиков. 1987 год стал переломным не только в судьбе «Аквариума», но и в музыкальной истории страны в целом. Рок-н-ролл вышел из подполья - теперь вся страна распевает «Мочалкин блюз» и «Старика Козлодоева» во весь голос - и совершенно официально. В фильме «АССА» впервые звучит песня группы «Кино» - «Хочу перемен», которой суждено стать главным перестроечным рок-хитом.

Вспоминает Сергей Соловьев:




16 июня - Давид Тухманов - «По волне моей памяти»

Пластинка «По волне моей памяти» вышла в Советском Союзе в 1976 году и просто потрясла публику – настолько она не вписывалась в стандарты того времени. Это был не просто набор песен - это был серьезный, продуманный концептуальный альбом, для которого первая жена Тухманова - Татьяна Сашко подобрала знаковые произведения литературы великих классиков: от древнегреческой поэтессы Сапфо до Ахматовой и Волошина, а сам Тухманов написал музыку и сделал аранжировку. Для записи каждой песни приглашались разные вокалисты и музыканты из самых популярных ансамблей того времени. Альбом создавался в обстановке секретности, в домашней студии Тухманова и никто не знал, что же должно было получиться в итоге. На худсовете музыка была представлена как классика, а стихи - как совершенство безобидной древней поэзии. Пластинка «По волне моей памяти» не только осталась в памяти советских меломанов как нечто, опережающее свое время, но и заняла надежное место в истории отечественной поп-музыки.

Вспоминает Давид Тухманов:




9 июня - Пол МакКартни - «Снова в СССР»

Для записи пластинки "«Снова в СССР»" Пол Маккартни пригласил друзей - гитариста Мика Грина, Стюарта Сатклифа, пианиста Мика Галлахера - к себе в студию… и просто предложил им поиграть кавер-версии любимых песен из пятидесятых. В результате трехдневных дружеских посиделок - на свет и появился альбом «Снова в СССР», который Пол решил выпустить исключительно в Советском Союзе. В тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году, в разделенном на два лагеря мире, подобное решение вызвало огромный резонанс. И битловские фанаты капиталистических стран узнали, что такое дефицит, и каково это, когда ты не можешь купить диск любимого музыканта! В название альбома легла известная песня «Битлз» Back in the U.S.S.R., а жена Пола – Линда оформила обложку пластинки. Релиз вызвал ажиотаж и в Советском Союзе. За год было продано четыреста тысяч официальных копий. И в 1989 году фирма "Мелодия" наградила сэра Пола МакКартни золотым диском. Остальной мир томился в ожидании пластинки целых три года. В 1991 году альбом «Снова в СССР» был перевыпущен и появился уже на всех континентах.

Рассказывает Владимир Матецкий:




2 июня - Сказка «Бременские музыканты»

Музыкальная сказка «Бременские музыканты», по мотивам известного произведения братьев Гримм, вышла в Советском Союзе в шестьдесят восьмом году - и сразу же стала сенсацией. Легкая романтическая история о бродячих музыкантах, очень напоминающих хиппи, да еще и в сопровождении рок-н-ролльных партий, написанных композитором Геннадием Гладковым, вызвала серьезное недовольство властей. Бременских музыкантов назвали «марихуаной для детей» и обвинили в тлетворном влиянии Запада. Но сдержать натиск народной любви оказалось невозможно - пластинка разлетелась по Союзу рекордным тиражом в 28 миллионов экземпляров. Практически всех героев музыкальной сказки озвучил актер Олег Анофриев. Легенда гласит, что создатели планировали привлечь к записи Олега Янковского и Зиновия Гердта. Но студия «Мелодии», в то время, была слишком загружена - и запись удалось поставить только на полночь. В назначенный час в студию пришел один Олег Анофриев. Поэтому ему и пришлось исполнить абсолютно все мужские партии, и даже одну женскую – партию Атаманши. В этом году фирма «Мелодия» перевыпустила легендарную пластинку ограниченным тиражом в 500 экземпляров.

Вспоминает Олег Анофриев:




Проект выходил при участии Национального фонда поддержки правообладателей.


Расписание эфира на сегодня