Адская гонка 1994 года: гибель легендарного гонщика Айртона Сенны

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 17 сентября 2018

Гоночный уикенд Гран-при Сан-Марино 1994 года был необычным. В воздухе царило напряжение. Уже с пятницы, на трассе в Имоле, носившей имя Энцо и Дино Феррари, стали твориться необъяснимые вещи.


И дело было не в противостоянии «бразильского волшебника» или «человека дождя» Айртона Сенны и восходящей звезды «Формулы-1» Михаэля Шумахера. Трасса, как в фильме ужасов, намекала на то, что должно случиться нечто плохое и финал будет не очень приятным. Нужно заметить, что Сенна был отличным инженером, а не только отменным пилотом. Так вот, превосходивший в мощности болид Benetton Ford Williams Renault откровенно не нравился бразильцу. Великолепный Дэвид Браун, главный конструктор Williams, пытался что-то сделать с настройками шасси, и нужно заметить ему это удалось. Сенна показал лучшее время, его напарник по команде Дэймон Хил уступил бразильцу целую секунду, а в «Формуле» - это очень много. И тут на трассе происходит авария. Пилот команды Jordan Рубенс Барикелло не удержал машину в повороте и разбился. Айртон, не видевший аварии( он находился в боксах), немедленно отправляется в госпиталь. К счастью, гонщик не получил серьезных травм и уже утром был на трассе. Сенна также вернулся в Имолу и продолжил сессию заездов. Несмотря на подавленное настроение, он улучшает собственное время и отправляется на отдых. А завтра предстоит тяжелое испытание - квалификация. По ее результатам сформируют стартовую решетку, а учитывая небольшую ширину полотна автодрома, стартовать первым там было выгодно во всех отношениях.

Суббота. Бразилец вновь лучший, ему нет равных. И тут вновь заезды останавливают. Практически через сутки после аварии Барикелло происходит еще одна трагедия. Австриец Роланд Ратценбергер, это был его третий старт в «Формуле», попадает в ужасную катастрофу. Его Simtek просто врезается в стену на скорости 314 километров в час. Он погибает практически сразу. Сенна пытается подъехать к месту аварии, но тело Роланда уже увозят на вертолете. Пилоты и члены команд в подавленном состоянии. «Формула -1» - королева автоспорта - уже давно не собирала кровавую жатву. Последний инцидент на Гран-при произошел 12 лет назад, когда в гонке в 1982 разбился Рикардо Палетти. Очень многие, кто близко знал Айртона, рассказывали потом, что он реально хотел улететь домой. Он не хотел выходить на старт, он, бесстрашный и великолепный пилот, неоднократно попадавший в аварии, попросту поверил в фатальность происходящего. Не знаю, но говорят, он изменил решение после разговора с Фрэнком Уильямсом, человеком не только владевшим «конюшней» Williams, но и бывшим пилотом Королевских гонок. Утро началось обычно: тестовые заезды, гонка поддержки и предзаездная суета. Ровно в 14.00, взывая моторами, болиды устремились вперед. Пелотон возглавлял бразильский пилот, за ним ехали Михаэль Шумахер на Benetton Ford, Герхард Бергер на Ferrari и напарник по команде Williams Renault Дэймон Хил (пилот, второй год подряд, стартовавший на машине под номером 0).

В сезоне 1993 Алэн Прост завоевал свой четвертый титул и покинул гонки. На его место и пригласили Сенну, а Хиллу пришлось вновь ездить на нулевом болиде. Старт, казалось, прошел гладко, но только для машин стоявших первыми. Болид Benetton управляемый Юрви-Ярви-Лехто неожиданно глохнет, Пэдро Лами на Lotus врезается в него (дело в том, что в момент старта пилоты обычно ничего не видят из-за перегрузок – на какие-то доли секунды, глаза застилает пелена). Это не просто авария, это крошево, трасса усеяна обломками, а колесо одного из автомобилей улетает в зрительскую трибуну. Обломками ранит пятерых зрителей и убивает полицейского. Гонку, тем не менее, не останавливают, спираль маховика смерти продолжает раскручиваться, и вот машина безопасности уходит в боксы, а пелотон на полном ходу устремляется вперед. Сенна, на машине с полными баками и холодной резине показывает лучший результат круга (его смогут повторить только Хилл и Шумахер, но сделают они это, когда топлива в их болидах не останется, да и колеса будут прогреты, как нужно). Второй круг. «Бразильский волшебник» первый и с приличным отрывом от Шумахера входит в первый поворот, из которого ему не суждено будет выйти. Он проживет еще четыре часа, но временем смерти официально будет считаться 14.17. Именно тогда сине-белый болид, ведомый одним из лучших пилотов «Формулы-1» врежется в отбойник.



Расписание эфира на сегодня