Алексей Сахновский - дизайнер из России, автомобили которого потрясли США

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 20 февраля 2018

Говорят, что судьба человека предопределена при его рождении. Не могу утверждать это, но в любом случае мы никогда не узнаем, что ждет нас, к примеру, через год или десять лет. Есть вещи от нас не зависящие.


Вот, к примеру, когда в Киеве в 1901 году в семье князя Владимира Сахновского и его супруги, дочери сахарозаводчика Терещенко, родился мальчик, которого нарекли Алексеем, никто и не думал, что отец ребенка покончит с собой в 1917. Сам Алексей, едва достигший своего восемнадцатилетия, будет служить в Добровольческой армии на юге России и уже в 20-м эмигрирует в Швейцарию. Хотя, можно считать, что судьбу Алексея Владимировича предопределило то, что в семье имелся довольно редкий и дорогой автомобиль Мерседес, и может быть поэтому он сразу поступает в университет Лозанны, а потом учится в Школе искусств и ремесел в Брюсселе, чтобы затем устроиться на работу чертежником в кузовную компанию Van Den Plas, которая делает автомобильные кузова на заказ. Алексея заметили, вскоре он из обычного клерка превращается в художественного директора фирмы. Более того ему доверяют испытания выпущенных авто.

Он работал без устали, делая различные кузова для фирм. Так талантливый инженер Эрнст Леманн делавший рамы и двигатели для «Металуржик» почти полностью отдал на откуп Сахновскому создание кузовов. Позднее когда «Металуржик» купила «Минерва» Алексей стал делать кузова и для нее. Среди самых известных его работ открытый охотничий авто для Магараджи, фаэтон для Бельгийского наследного принца. Кстати именно ему поручил создать стиль своего Роллс-Ройса сын писателя Артура Конан Дойля Адриан. Алексей Владимирович не ограничивался работой лишь с тремя кампаниями. Он создавал стильные кузова и для Панар-Левасор, Хиспано-Сьюза, Фиат, Эксельсиор, Бентли, Изотта Фраскини, Вуазен, Пух, Греф унд Штифт, Кадиллак, Бьюик и Паккаард. Он становится самым известным дизайнером не только в Европе, но и в мире. Многочисленные награды и победы в конкурсах элегантности лишь укрепляют его репутацию. Казалось бы его стезя - шикарные и очень дорогие машины. Но Сахновский был разносторонним человеком, штучный товар это хорошо, но он реально понимал, что автомобилизация мира идет семимильными шагами и без конвейера насытить рынок автомобилями будет невозможно. Да и иметь авто могут себе позволить не только толстосумы. В 30-е годы прошлого века Сахновский начинает разработку стиля для массового продукта от фирмы Мармон. Позднее придумывает концепцию для маленьких машин от Америкен Остин. Поговаривают, что и идею создания компактного внедорожника от фирмы Бентам (мы знаем эту машину как Виллис) подсказал тоже он. Занимаясь недорогими моделями, он не забывает и про дорогие авто. Так в том же 30-м он нарисовал кузов для переднеприводного Корд, и сразу же получил за это очередную награду. Именно поэтому к нему шли на поклон представители таких, теперь уже американских марок как Обурн, Пасскард, Виллс, Студабеккер. А киты промышленности Дженерал Моторс и Форд привлекали его в качестве консультанта.

В 37 он получает Американское гражданство и в 42-м его мобилизуют в армию США. Вот превратности судьбы - через двадцать два года он вновь оказывается в России, где служит в американской военной миссии. В 1945 Сахновский возвращается в США и вновь берется за свои эксперименты. Ему уже мало автомобилей, он хочет большего. Революционные конструкции автобусов, грузовиков, самолетов и даже радиоприемников не могут никого оставить равнодушными. Кстати, он одним из первых начинает работать со стеклопластиковыми кузовами и тогдашний дизайнер Дженерал Моторс Харли Эрл вдохновленный его работами придумывает концепт, впоследствии ставший серийным авто с именем Шевроле Корвет. Сахновский даже с Такером поработать успел, когда в США завалили дело с его автомобилем, они пытались совместными усилиями наладить производство в Южной Америке. Они собирались там делать купе Carioca. Вернувшись в США, он безвыездно жил во Флориде, общаясь с заказчиками дистанционно. Умер в 64-м , прожив яркую жизнь и навсегда войдя в зал славы промышленного дизайна.


Расписание эфира на сегодня