Андре Ситроен – европейский Генри Форд

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 24 июня 2019

В этом году исполняется ровно 100 лет, наверное, самому известному автомобильному бренду Франции – Citroen.


Однако рассказать сегодня только о фирме, на мой взгляд, было бы не совсем справедливо, особенно по отношению к её создателю Андре Ситроену. Ведь это был действительно неординарный и очень талантливый человек – кажется, он даже мог предугадывать будущее. Так, будучи гениальным инженером, он прослыл ещё и самым рискованным игроком. Причем, играл он не только в рулетку: он рисковал и собственным бизнесом. Но давайте по порядку. Андре Гюстав Цитрун (да, именно так звучит его фамилия) был пятым ребенком в семье очень успешного торговца драгоценными камнями. Кстати, его отец и мать встретились и познакомились в Одессе, и лишь потом переехали – сначала в Амстердам, а потом в Париж. Когда Андре было пять лет, его отец Леви свёл счеты с жизнью. Хоть и не научив своих отпрысков азам бизнеса, он оставил им свои обширные связи и огромное наследство.

Казалось, судьба Андре предопределена – ему на роду было написано стать ювелиром. Но он полностью изменил собственную жизнь, и стал инженером. Историки утверждают, что на это решение повлияла ставшая сегодня символом Парижа и Франции Эйфелева башня. Когда мальчик впервые увидел это инженерное сооружение, он решил стать инженером. В начале нового века, Андре поступает в Высшую политехническую школу, а после её окончания идет в армию. Свой отпуск, заработанный на службе, юноша решает потратить на путешествия и посещения родственников. И вот, будучи в Польше, на заднем дворе одного из ткацких предприятий, его привлекают шестерни необычного вида, валяющиеся на свалке. Зубья в них были расположены под острым углом друг к другу. Андре, вернувшись домой, и посоветовавшись с мамой, отваживается вложить все семейные средства в новое производство – предприимчивый молодой человек запатентовал форму «шестеренки».

Дело пошло, но Андре предпочитает не «почивать на лаврах», а идет на работу в автомобильную компанию Mors. Благодаря его работе, фирме удается повысить производительность на 1000 процентов. Ситроен смог заработать и на Первой мировой войне. Никто не хотел браться за выполнение правительственных заказов, а он не просто взялся, но ещё и, вложив все собственные средства, выполнил обязательства перед страной, за что был награжден Орденом Почётного легиона. После окончания войны, Ситроен решил наладить производство автомобилей. Причем, вновь вкладывает все свои деньги в предприятие. В качестве эмблемы он выбирает всё тот же двойной шеврон от знаменитой шестерни. Он внедряет конвейерную сборку, организует профсоюз, дает служащим медицинскую страховку, строит детские сады и школы для рабочих. Именно он решил продавать модели Citroen в кредит, ему же принадлежит идея создания станций технического обслуживания и именно в автомобилях с «двойным шевроном» впервые в истории появилась инструкция по эксплуатации.

Вообще, Андре Ситроен был действительно ярким и талантливым инженером, менеджером и рекламщиком. Именно он решил разместить название своей компании на самом знаковом строении Парижа – Эйфелевой башне. Он первым построил огромный стеклянный шоурум. Люди могли видеть всю продукцию фирмы даже с улицы. Именно на его предприятии впервые в истории автомобиль сконструировали в виде макета – до этого всё делалось на листах ватмана. Увы, однажды, в очередной раз вложив в модель 7 CV, или Traction Avant все собственные средства, Андре прогадал. Начало ее производства совпало с 1933 годом – это был излет мирового экономического кризиса. Машину просто некому было покупать. Ситроен оббивал пороги банков, но никто не хотел рисковать. Он объявил себя банкротом, а компания перешла к шинному бренду Michelin. Пережить этого он не смог, и в 1935 году Андре Ситроен скончался. Однако компания, символом которой стало изображение «двойного шеврона», жива и поныне. И в этом году ей исполняется 100 лет.


Фото: motoryracing.com

Расписание эфира на сегодня